Структура

Наверх
Гецелев Борис Семенович

Борис Семенович Гецелев родился в 1940 году в Куйбышеве (Самаре), где получил первоначальное музыкальное образование. Нижегородскую консерваторию окончил в 1966 году по классу композиции профессора А.А.Нестерова, далее аспирантуру под руководством Р.К.Щедрина.

60-е годы, когда происходило профессиональное становление будущего композитора, оказали влияние на всю его дальнейшую творческую жизнь. На музыке Гецелева лежит отпечаток целеустремленной работы мысли и взыскательного вкуса. Он тщательно продумывает любой замысел, в крупных сочинениях стремится к выражению глубоких идейно-художественных концепций. Другая характерная черта - живое, острое ощущение современности. В любой теме, привлекающей его внимание, он умеет найти актуальный поворот, отвечающий духу времени. Широта кругозора, свободное владение разнообразными приемами композиторской техники способствуют активным творческим поискам композитора. Его музыке свойственны сложная ладотональная основа, порой использование серийной техники, особая изобретательность в ритме и тембровой палитре. Вместе с тем комплекс выразительных средств всегда строго отобран, фактура большей частью прозрачна, форма лаконична и отточена. Так как все тематические элементы при этом интенсивно развиваются, музыкальное высказывание Гецелева всегда значительно, лишено общих мест или рамплиссажей.

Жанровый диапазон его музыки многообразен - от простой детской песенки до сложных симфонических концепций. Однако можно выделить две основные сферы, составляющие заметный контраст между собой.

Первая из них связана с классическими жанрами, главным образом, инструментальной музыки, трактуемыми новаторски свободно. Сюда относится ряд ансамблей, симфоническая Фреска, три симфонии, концерты с оркестром - для фортепиано, два для виолончели, кларнета. Большинство этих произведений проникнуто драматическим тонусом, чувством тревоги. Их музыкальный язык насыщен остротой и сложностью, в гармонии преобладает диссонантность как постоянная выразительная краска.

Начиная с 80-х годов и позднее, в ряде произведений - Первой симфонии, Фортепианном квинтете, Трио для кларнета, виолончели и фортепиано, Кларнетовом концерте - обращает на себя внимание медитативное начало, процесс сосредоточенного настороженного созерцания. Во Второй симфонии («Фантасмагории»), по свободе композиции близкой поэме, где преобладает накаленный динамизм и нервно-импульсивная ритмика, слышится голос встревоженного человека, затерянного в бурном водовороте современной жизни, но и в ее коллизиях сохраняющего стремление к чистой духовности. Эта же линия продолжена и в Третьей симфонии, «На грани».

К этой же сфере примыкает фортепианная музыка, в том числе «Фантазии на староанглийскую тему», «Воспоминание о сарабанде», «Ожившие кристаллы», интересные стилистическим сплавом архаики и современности, а также органные сочинения.

Вторая сфера творчества Гецелева включает произведения демократических жанров, обладающих широким радиусом воздействия. Это - песни, хоровые сочинения, музыка к телевизионным постановкам, фильмам и спектаклям. Композитор сотрудничает с Нижегородской студией телевидения, Театром юного зрителя, пишет музыку для Нижегородского театра кукол, Театра драмы имени Горького. Театральная музыка Гецелева всегда служит неотъемлемым художественным компонентом спектаклей, благотворно влияющим на их эмоциональную атмосферу.
В театральной музыке, так же как в детских кантатах и хорах, созданных композитором для Нижегородской капеллы мальчиков, с которой его связывает многолетнее содружество, привлекает меткость музыкальных характеристик, живость и доходчивость интонации, особенно заманчивые для детей. Здесь же проявляется замечательное чувство юмора, нередко переходящее в гротеск, - еще одна важная грань творчества Гецелева, придающая многим его произведениям особый интерес.
Разграничение двух очерченных сфер творчества, разумеется, условно: они связаны взаимообогащающим влиянием друг на друга. Опыт инструментального письма позволяет добиваться свежести музыкальной речи и в вокальных сочинениях, избегать банальной мелодики, пользоваться изобретательными приемами хоровой фактуры. Склонность к концепционному мышлению побуждает к тщательному отбору созвучных композитору текстов для вокальной музыки, круг которых чрезвычайно широк. Серьезность философского содержания порой сочетается с относительной простотой, напевностью или жанровой характерностью, например, в вокальном цикле «Всему свое время» (из немецкой поэзии).

В некоторых вокальных произведениях, созданных в последние годы, например на пушкинские стихи, заметно углубление лирического начала. Интермеццо для женского хора (без слов) привлекает душевной тонкостью и особой элегической красотой.

Б.С.Гецелев - музыкант широкого профиля, успешно сочетающий композиторское творчество с научной, педагогической и общественной деятельностью. Им написаны статьи о современной музыке, он постоянный участник научных конференций, редактор ряда серьезных музыковедческих изданий. В Нижегородской консерватории, заведуя в звании профессора кафедрой композиции, он ведет занятия как по композиции, так и по теории музыки.

Б.С.Гецелев - секретарь Союза композиторов России, председатель Нижегородской композиторской организации. Имеет звания заслуженного деятеля искусств России, лауреата премии имени Шостаковича, премии Нижнего Новгорода. Его активная плодотворная роль в культурной жизни города несомненна.

О.Соколов


Должность
заведующий  кафедрой композиции и инструментовки, профессор
Ученое звание
профессор
Преподаваемые дисциплины
Сочинение; Инструментовка; Чтение партитур Анализ музыкальных произведений

Основные сочинения

Основные сочинения

Музыкально-театральные:

  • телевизионная опера «Март-апрель» (1968).


Для симфонического оркестра:

  • три симфонии (1981, 1991, 2004);
  • Фреска (1970);
  • Марш музыкальных путешественников;

концерты

  • для фортепиано с оркестром (1972),
  • два для виолончели с оркестром (1974, 2009),
  • для кларнета с оркестром (2000);
  • каприччио для симфонического оркестра «В ожидании Моцарта» (2006).

Для струнного оркестра:

  • Бурлеска (1966);
  • Концерт-скерцо для струнного оркестра и брасс-квинтета (1996).
Для оркестра русских народных инструментов:
  • Марш и Рондо в русском стиле (1982).


Вокально-оркестровые и хоровые:

  • вокально-симфонический цикл «Зеленая луна» (1966);
  • кантаты – «Про медведей» (1975), «Летят по небу шарики», стихи Д.Хармса и Н.Олейникова (1988), «Храни меня, мой талисман», стихи А.С.Пушкина (1993), «Вредные советы» и «Новые заповеди», стихи Г.Остера (1994), «Телега жизни», стихи А.С.Пушкина (1998);
  • хоровой триптих «Река времен» (1984);
  • «Английские песенки», стихи В.Левина;
  • хоры «Речитатив Ратничеле», «Сомнения издателя» и др.


Камерно-инструментальные:

  • Квинтет для флейты, гобоя, скрипки, виолончели и форте-пиано (1984);
  • четыре трио - для скрипки, виолончели и фортепиано (1966), для кларнета, виолончели и фортепиано (1986), для кларнета и двух виолончелей (1993), Trio cantabile для сопрано, виолончели и органа (2002);
  • Соната для флейты и фортепиано (1973);
  • три сонатины (1961, 1962, 1963), «Триптих» (1984), Фантазии на староанглийскую тему (1995), «Воспоминание о сарабанде» (2000), «Ожившие кристаллы» (2006) - для фортепиано.
Для органа:
  • симфония «Барельефы» (1985);
  • «Нижегородский кремль» (1988);
  • Три хоральные прелюдии (1997);
  • Диалоги для маримбы и органа (2001), Дипломатические переговоры для органа и клавесина (2009).
Камерно-вокальные:
  • Пять канонов для баса и инструментального ансамбля (1969);
  • вокальные циклы – «Твое время», стихи Ю.Немцова (1976), «Из английской поэзии» (1982), «Всему свое время», из немецкой поэзии (1987), «Лирика Ходасевича» (1994), «Балаган», стихи М.Кудинова и Б.Заходера (1990), три цикла на стихи А.С.Пушкина (1998), «Вечерний полет» на стихи И.Иртеньева (2001), «Заметки натуралиста» на стихи А.Усачева (2006), Четыре стихотворения Мандельштама (2007), «Любовные признания» (2009), «Драматические коллизии» (2009) и др.; песни.


Музыка к спектаклям и телефильмам

  • «Разноцветные страницы», «Золушка», «Бемби», «Три толстяка», «Конек-Горбунок», «Стрела Робин Гуда», «Дикие лебеди», «Кот в сапогах», «Легенда горы Фудзи», «Настасья Филипповна» и др.


Основные музыковедческие труды

  • Факторы формообразования в крупных инструментальных произведениях второй половины ХХ века // Проблемы музыки ХХ века. – Горький: 1977;
  • О драматургии крупных инструментальных форм во второй половине ХХ века // Проблемы музыкальной драматургии ХХ века. - М.: 1983;
  • О композиторском музыковедении // Выбор и сочетание: открытая форма. - Петрозаводск – СПб: 1995;
  • Творческий замысел композитора и его воплощение // Вопросы композиции и инструментовки. Нижний Новгород: 2003;
  • Борис Гецелев. Статьи. Портреты. Переводы. Публицистика. Материалы. Н.Новгород: 2005;
  • О Щедрине-педагоге // Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии. М.: Композитор, 2007; Музыкальная академия. 2007. № 4.

Переводы
  1. Богуслав Шеффер. Классики додекафонии. Т.1. Перевод с польского. Рукопись. 149 с. 1968.
  2. «Лунный Пьеро» А.Шенберга-А.Жиро-Э.Хартлебена. Предисловие А.Шенберга. Перевод стихов. Русский эквиритмический перевод. Перевод с немецкого. Рукопись. 19 с. 1969.
  3. Витольд Лютославский. Статьи и материалы. Составление и переводы с польского и немецкого. Рукопись. 136 с. 1970.
  4. Тадеуш Качиньский. Ретроспекция. Перевод с польского. Оригинал опубликован в еженедельнике «Kultura» за 16 октября 1977 г. Перевод помещен в газете «Синкопа». Октябрь 1977 г.
  5. Доротея Редепеннинг. «Нерушимое безмолвие нетревожимых воспоминаний» (заметки о произведениях Сергея Рахманинова периода эмиграции). Перевод с немецкого (совместно с Т.Н.Левой) // Поиск смысла. Сборник статей участников международной научной конференции «Русская культура и мир». Н.Новгород, 1994. 0,7 п.л.
  6. Доротея Редепеннинг. Видение Апокалипсиса (о Втором концерте для виолончели с оркестром Софии Губайдулиной). Перевод с немецкого // Музыкальная академия. 1994. № 3. 0,2 п.л.
  7. Марина Скрябина. Кто был Александр Скрябин? Перевод с немецкого // Нижегородский скрябинский альманах. Н.Новгород, 1995. 0,875 п.л.

Составление и редактирование
  1. Вопросы музыкальной теории и педагогики. Титульное редактирование статей сборника. Горький, 1975.
  2. Музыка и слово. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Составление и редактирование. Горький, 1976. 2,5 п.л.
  3. История и современность. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Составление и редактирование. Горький, 1977. 7 п.л.
  4. Проблемы музыки ХХ века. Титульное редактирование статей сборника. Горький, 1977. 16,8 п.л.
  5. Эстетические проблемы музыкознания. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Составление и редактирование. Горький, 1980. 6,5 п.л.
  6. Исторические и теоретические проблемы музыкального стиля. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Составление и редактирование. Горький, 1983. 7 п.л.
  7. Проблемы драматургии в музыке ХХ века. Титульное редактирование статей сборника. М., 1983. 10 п.л.
  8. Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Составление и редактирование. Горький, 1986. 11 п.л.
  9. Музыкальные жанры: история и современность. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Составление и редактирование. Горький, 1989. 9,5 п.л.
  10. Нижегородский скрябинский альманах. Титульное редактирование. Нижний Новгород, 1995. 15,81 п.л.
  11. Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с В.Б.Вальковой). Т.I. Н.Новгород, 1997. 15,4 п.л. Т.II. Н.Новгород, 1997. 17 п.л.
  12. Gradus ad Parnassum. Сборник статей молодых музыковедов. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 1998. 9,6 п.л.
  13. Искусство ХХ века: диалоги эпох и поколений. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Т.I. Н.Новгород, 1999. 15 п.л. Т.II. Н.Новгород, 1999. 15 п.л.
  14. Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 1999. 14,3 п.л.
  15. На пути духовного единения: Авет Тертерян в кругу друзей. Титульное редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2000. 9,2 п.л.
  16. Свое и чужое в европейской культурной традиции. Редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой) статей в разделе «Музыка»: Б.Егоровой, Т.Левой, В.Сырова, Е.Левиной, Л.Птушко, Т.Сидневой и молодых музыковедов Ю.Векслер, Е.Гецелевой, Л.Ефимовой, Г.Ковалевского, Е.Лианской, Ю.Медведевой, В.Орлова, Э.Петри, Т.Старковой, Т.Фуртас. Н.Новгород, 2000. ? 8 п.л.
  17. Четвертая нижегородская сессия молодых ученых. Редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой) статей А.Богданович, М.Бухмана, Д.Васильева, Е.Воробьевой, Е.Гецелевой, О.Зароднюк, Ю.Медведевой, Д.Присяжнюка, Н.Пушкиной, Т.Фуртас, С.Шубиной. Нижний Новгород, 2000. ? 4,5 п.л.
  18. Галина Козлова: музыкальное приношение. Составление, редактирование и примечания (совместно с Т.Н.Левой). Н.Новгород, 2000. 22,1 п.л.
  19. Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып.2. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2001. 7,79 п.л.
  20. Композиторы и музыковеды Нижнего Новгорода. Титульное редактирование (совместно с В.М.Цендровским, О.В.Соколовым, В.Н.Сыровым). Н.Новгород, 2001. 9,5 п.л.
  21. Музыка в постсоветском пространстве. Сборник статей. Составление и редактирование. Н.Новгород, 2001. 4,2 п.л.
  22. Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2001. 20,4 п.л.
  23. Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 3. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2002. 7,44 п.л.
  24. Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 4. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2002. 12,32 п.л.
  25. Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 5. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2003. 15,4 п.л.
  26. Вопросы композиции и оркестровки. Сборник статей. Составление и редактирование. Н.Новгород, 2003. 12,79 п.л.
  27. «Картинки с выставки». Международный фестиваль современной музыки (18-24 октября 2003) // Буклет фестиваля. Составление и редактирование. Н.Новгород, 2003. 3,1 п.л.
  28. Лев Сивухин. Грани личности. Составление и редактирование (совместно с Т.Сидневой). Н.Новгород, 2004. 12 п.л.
  29. Владимир Михайлович Цендровский. Музыкант. Педагог. Ученый. К 80-летию со дня рождения. Приветствия. Статьи. Материалы. Редактирование (совместно с Н.В.Васильевой. Т.Б.Сидневой, В.Н.Сыровым). Нижний Новгород, 2004. 22,5 п.л.
  30. Искусство ХХ века: элита и массы. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Нижний Новгород, 2004. 17,9 п.л.
  31. Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 6. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2004. 19,9 п.л.
  32. История отечественной музыки второй половины ХХ века. Учебник. Отв. редактор Т.Н.Левая. Редактирование. Санкт-Петербург: Композитор, 2005. 34,75 п.л.
  33. Концепты языка и культуры в творчестве Франца Кафки. Редактирование статей раздела «Музыка эпохи Кафки». Н.Новгород: Деком, 2005. ? 3 п.л. (общий объем 16,5 п.л.).
  34. «Картинки с выставки». Второй Международный фестиваль современной музыки (1-8 октября 2005) // Буклет фестиваля. Составление и редактирование. Н.Новгород, 2005. 2,7 п.л.
  35. Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 7. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2006. 23 п.л.
  36. Искусство ХХ века и искусство интерпретации. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Нижний Новгород, 2006. 22,3 п.л.
  37. Гармония и дисгармония в искусстве. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2007. 15 п.л.
  38. Имена музыкальной эпохи. Сборник статей к 60-летию Нижегородской консерватории. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2007. 11 п.л.
  39. Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 8. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2007. 24 п.л.
  40. Моцарт в России. Сборник статей. Редактирование (совместно с В.Г.Зусманом, Е.Н.Мальцевой, Т.Б.Сидневой, Ш.Таксахером, А.А.Фроловым). Нижний Новгород: Де-ком, 2007. Физ. печ. 12,75 л.
  41. Кукарямба. Детские пьесы нижегородских композиторов для фортепиано. Нижний Новгород, 2007. 13,95 п.л.
  42. Берта Маранц: Играть? Обязательно играть! Воспоминания, статьи, переписка. Нижний Новгород: Деком, 2007. Физ.печ. 23 л.
  43. Т.Левая. Скрябин и художественные искания ХХ века. СПб: «Композитор», 2007. 12,25 п.л.
  44. Пусть летают бегемоты. Детские песни и хоры нижегородских композиторов. Нижний Новгород, 2009. 12 п.л.

Литература

  • Р.Бунин. Творчество горьковчан // Музыкальная жизнь, 1971, № 16;
  • Б.Егорова, Л.Николаева. Праздник города-юбиляра // Советская музыка, 1971, № 11;
  • Р.Бунин. Композиторы Верхней Волги // Музыкальная жизнь, 1972, № 15;
  • В.Коллар. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького. - Горький, 1976;
  • А.Иконников. Горьковская молодежь // Музыка России. Вып. 1. - М., 1976;
  • Ю.Корев. В пору творческой зрелости // Советская музыка, 1977, № 6;
  • Гецелев Борис Семенович // Советские композиторы и музыковеды. Т. 1. - М., 1978;
  • Л.Крылова. Музыка "на вырост" // Советская музыка, 1978, № 10;
  • В.Беляков, В.Блинова, Н.Бордюг. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде - городе Горьком. - Горький, 1980;
  • Гецелев Борис Семенович // Музыкальная энциклопедия. Т. 6. - М., 1982;
  • В.Васина-Гроссман. Вечер вокальных премьер // Советская музыка, 1984, № 8;
  • И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан. - Горький, 1985;
  • Э.Монасзон. От редактора-составителя // Сочинения горьковских композиторов для фортепиано. - М., 1986;
  • В.Блинова. Творческий потенциал // Информационный бюллетень Союза композиторов СССР. - 1986, № 8;
  • Гецелев Борис Семенович // Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1990, 1991;
  • А.Григорьева, Д.Дараган. Размышления a due (Двадцать третья "Ленинградская музыкальная весна") // Музыка России. Вып. 9. - М., 1991;
  • Н.Бордюг. Борис Гецелев // Композиторы Российской федерации. Вып. 5. - М., 1994;
  • С.Савенко. О Борисе Гецелеве, музыканте и человеке // Музыкальная академия, 1996, № 1;
  • Гецелев Борис Семенович // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 1, 2. - Нижний Новгород, 1998, 2000.