Основные сочинения
Основные сочинения
Музыкально-театральные:
- телевизионная опера «Март-апрель» (1968).
Для симфонического оркестра:
- четыре симфонии (1981, 1991, 2004, 2010);
- Фреска (1970);
- Марш музыкальных путешественников;
- каприччио для симфонического оркестра «В ожидании Моцарта» (2006)
концерты
- для фортепиано с оркестром (1972),
- два для виолончели с оркестром (1974, 2009),
- для кларнета с оркестром (2000);
- каприччио для симфонического оркестра «В ожидании Моцарта» (2006).
Для струнного оркестра:
- Бурлеска (1966);
- Концерт-скерцо для струнного оркестра и брасс-квинтета (1996).
- Марш и Рондо в русском стиле (1982).
Вокально-оркестровые и хоровые:
- вокально-симфонический цикл «Зеленая луна» (1966);
- кантаты – «Про медведей» (1975), «Летят по небу шарики», стихи Д.Хармса и Н.Олейникова (1988), «Храни меня, мой талисман», стихи А.С.Пушкина (1993), «Вредные советы» и «Новые заповеди», стихи Г.Остера (1994), «Телега жизни», стихи А.С.Пушкина (1998);
- хоровой триптих «Река времен» (1984);
- «Английские песенки», стихи В.Левина;
- «Поём и играем». Для детского хора и инструментального ансамбля. Стихи С.Маршака. В 3 частях:
-
Три хора на стихи О.Дриза (1980);
- хоры «Речитатив Ратничеле», «Сомнения издателя» и др.
-
«Занятные истории» на стихи А.Усачева (2009); Старинная песня на стихи Н.Коржавина (2012); «На Горизонтских островах» (2013); «Обо всем на свете» (2017)
Камерно-инструментальные:
- Квинтет для флейты, гобоя, скрипки, виолончели и форте-пиано (1984);
- пять трио - для скрипки, виолончели и фортепиано (1966), для кларнета, виолончели и фортепиано (1986), для кларнета и двух виолончелей (1993), Trio cantabile для сопрано, виолончели и органа (2002); для двух кларнетов и виолончели (2011);
- Соната для флейты и фортепиано (1973);
- три сонатины (1961, 1962, 1963), «Триптих» (1984), Фантазии на староанглийскую тему (1995), «Воспоминание о сарабанде» (2000), «Ожившие кристаллы» (2006) - для фортепиано.
- симфония «Барельефы» (1985);
- «Нижегородский кремль» (1988);
- Три хоральные прелюдии (1997);
- Диалоги для маримбы и органа (2001),
- Дипломатические переговоры для органа и клавесина (2009),
- Отражения для виолончели и органа (2010);
- Скерцо-пастораль для гобоя и органа (2014).
- Пять канонов для баса и инструментального ансамбля (1969);
- Зимнее каприччио для сопрано и инструментального ансамбля (2004);
- Вокальные циклы – «Твое время», стихи Ю.Немцова (1976), «Из английской поэзии» (1982), «Всему свое время» (1987), «Лирика Ходасевича» (1994), два цикла на стихи Ю.Мориц (1982, 2005); «Балаган», стихи М.Кудинова и Б.Заходера (1990), три цикла на стихи А.С.Пушкина (1998), «Вечерний полет» на стихи И.Иртеньева (2001), «Заметки натуралиста» на стихи А.Усачева (2006), Три песни на стихи французских поэтов (2003); Четыре стихотворения Мандельштама (2007), «Любовные признания» (2009), «Драматические коллизии» (2009); на стихи Г.Иванова (2011); «Простые истины» (2013); «Любимые строфы» (2012); «Грани бытия» (2014); «Возвращение» (2015); «Суета сует» (2016); «Лирика обэриутов» (2016);«Несовместимые контрасты бытия» (2017); песни..
Музыка к спектаклям и телефильмам
- «Разноцветные страницы», «Золушка», «Бемби», «Три толстяка», «Конек-Горбунок», «Стрела Робин Гуда», «Дикие лебеди», «Кот в сапогах», «Легенда горы Фудзи», «Настасья Филипповна» и др.
Основные музыковедческие труды
- Факторы формообразования в крупных инструментальных произведениях второй половины ХХ века // Проблемы музыки ХХ века. – Горький: 1977;
- О драматургии крупных инструментальных форм во второй половине ХХ века // Проблемы музыкальной драматургии ХХ века. - М.: 1983;
- О композиторском музыковедении // Выбор и сочетание: открытая форма. - Петрозаводск – СПб: 1995;
- Творческий замысел композитора и его воплощение // Вопросы композиции и инструментовки. Нижний Новгород: 2003;
- Борис Гецелев. Статьи. Портреты. Переводы. Публицистика. Материалы. Н.Новгород: 2005;
- О Щедрине-педагоге // Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии. М.: Композитор, 2007; Музыкальная академия. 2007. № 4.
- «Продлись, продлись, очарованье…». Воспоминания о Г.С.Фриде (совместно с Т.Н. Левой) // Сергей Беринский // Музыкальная академия. 2016. № 4. С. 51-53.
- Творчество гениев никогда не исчерпывается // Современные композиторы говорят о Скрябине. Автор идеи, предисловия, составитель В.В. Рубцова. Куратор проекта А.И. Лазарев. – Москва, ГБУК «Мемориальный музей А.Н. Скрябина», 2017. С. 21-24.
- Богуслав Шеффер. Классики додекафонии. Т.1. Перевод с польского. Рукопись. 149 с. 1968.
- «Лунный Пьеро» А.Шенберга-А.Жиро-Э.Хартлебена. Предисловие А.Шенберга. Перевод стихов. Русский эквиритмический перевод. Перевод с немецкого. Рукопись. 19 с. 1969.
- Витольд Лютославский. Статьи и материалы. Составление и переводы с польского и немецкого. Рукопись. 136 с. 1970.
- Тадеуш Качиньский. Ретроспекция. Перевод с польского. Оригинал опубликован в еженедельнике «Kultura» за 16 октября 1977 г. Перевод помещен в газете «Синкопа». Октябрь 1977 г.
- Доротея Редепеннинг. «Нерушимое безмолвие нетревожимых воспоминаний» (заметки о произведениях Сергея Рахманинова периода эмиграции). Перевод с немецкого (совместно с Т.Н.Левой) // Поиск смысла. Сборник статей участников международной научной конференции «Русская культура и мир». Н.Новгород, 1994. 0,7 п.л.
- Доротея Редепеннинг. Видение Апокалипсиса (о Втором концерте для виолончели с оркестром Софии Губайдулиной). Перевод с немецкого // Музыкальная академия. 1994. № 3. 0,2 п.л.
- Марина Скрябина. Кто был Александр Скрябин? Перевод с немецкого // Нижегородский скрябинский альманах. Н.Новгород, 1995. 0,875 п.л.
Составление и редактирование
- Вопросы музыкальной теории и педагогики. Титульное редактирование статей сборника. Горький, 1975.
- Музыка и слово. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Составление и редактирование. Горький, 1976. 2,5 п.л.
- История и современность. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Составление и редактирование. Горький, 1977. 7 п.л.
- Проблемы музыки ХХ века. Титульное редактирование статей сборника. Горький, 1977. 16,8 п.л.
- Эстетические проблемы музыкознания. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Составление и редактирование. Горький, 1980. 6,5 п.л.
- Исторические и теоретические проблемы музыкального стиля. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Составление и редактирование. Горький, 1983. 7 п.л.
- Проблемы драматургии в музыке ХХ века. Титульное редактирование статей сборника. М., 1983. 10 п.л.
- Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Составление и редактирование. Горький, 1986. 11 п.л.
- Музыкальные жанры: история и современность. Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Составление и редактирование. Горький, 1989. 9,5 п.л.
- Нижегородский скрябинский альманах. Титульное редактирование. Нижний Новгород, 1995. 15,81 п.л.
- Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с В.Б.Вальковой). Т.I. Н.Новгород, 1997. 15,4 п.л. Т.II. Н.Новгород, 1997. 17 п.л.
- Gradus ad Parnassum. Сборник статей молодых музыковедов. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 1998. 9,6 п.л.
- Искусство ХХ века: диалоги эпох и поколений. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Т.I. Н.Новгород, 1999. 15 п.л. Т.II. Н.Новгород, 1999. 15 п.л.
- Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 1999. 14,3 п.л.
- На пути духовного единения: Авет Тертерян в кругу друзей. Титульное редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2000. 9,2 п.л.
- Свое и чужое в европейской культурной традиции. Редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой) статей в разделе «Музыка»: Б.Егоровой, Т.Левой, В.Сырова, Е.Левиной, Л.Птушко, Т.Сидневой и молодых музыковедов Ю.Векслер, Е.Гецелевой, Л.Ефимовой, Г.Ковалевского, Е.Лианской, Ю.Медведевой, В.Орлова, Э.Петри, Т.Старковой, Т.Фуртас. Н.Новгород, 2000. ? 8 п.л.
- Четвертая нижегородская сессия молодых ученых. Редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой) статей А.Богданович, М.Бухмана, Д.Васильева, Е.Воробьевой, Е.Гецелевой, О.Зароднюк, Ю.Медведевой, Д.Присяжнюка, Н.Пушкиной, Т.Фуртас, С.Шубиной. Нижний Новгород, 2000. ? 4,5 п.л.
- Галина Козлова: музыкальное приношение. Составление, редактирование и примечания (совместно с Т.Н.Левой). Н.Новгород, 2000. 22,1 п.л.
- Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып.2. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2001. 7,79 п.л.
- Композиторы и музыковеды Нижнего Новгорода. Титульное редактирование (совместно с В.М.Цендровским, О.В.Соколовым, В.Н.Сыровым). Н.Новгород, 2001. 9,5 п.л.
- Музыка в постсоветском пространстве. Сборник статей. Составление и редактирование. Н.Новгород, 2001. 4,2 п.л.
- Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2001. 20,4 п.л.
- Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 3. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2002. 7,44 п.л.
- Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 4. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2002. 12,32 п.л.
- Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 5. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2003. 15,4 п.л.
- Вопросы композиции и оркестровки. Сборник статей. Составление и редактирование. Н.Новгород, 2003. 12,79 п.л.
- «Картинки с выставки». Международный фестиваль современной музыки (18-24 октября 2003) // Буклет фестиваля. Составление и редактирование. Н.Новгород, 2003. 3,1 п.л.
- Лев Сивухин. Грани личности. Составление и редактирование (совместно с Т.Сидневой). Н.Новгород, 2004. 12 п.л.
- Владимир Михайлович Цендровский. Музыкант. Педагог. Ученый. К 80-летию со дня рождения. Приветствия. Статьи. Материалы. Редактирование (совместно с Н.В.Васильевой. Т.Б.Сидневой, В.Н.Сыровым). Нижний Новгород, 2004. 22,5 п.л.
- Искусство ХХ века: элита и массы. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Нижний Новгород, 2004. 17,9 п.л.
- Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 6. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2004. 19,9 п.л.
- История отечественной музыки второй половины ХХ века. Учебник. Отв. редактор Т.Н.Левая. Редактирование. Санкт-Петербург: Композитор, 2005. 34,75 п.л.
- Концепты языка и культуры в творчестве Франца Кафки. Редактирование статей раздела «Музыка эпохи Кафки». Н.Новгород: Деком, 2005. ? 3 п.л. (общий объем 16,5 п.л.).
- «Картинки с выставки». Второй Международный фестиваль современной музыки (1-8 октября 2005) // Буклет фестиваля. Составление и редактирование. Н.Новгород, 2005. 2,7 п.л.
- Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 7. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2006. 23 п.л.
- Искусство ХХ века и искусство интерпретации. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Нижний Новгород, 2006. 22,3 п.л.
- Гармония и дисгармония в искусстве. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2007. 15 п.л.
- Имена музыкальной эпохи. Сборник статей к 60-летию Нижегородской консерватории. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2007. 11 п.л.
- Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 8. Сборник статей. Составление и редактирование (совместно с Т.Б.Сидневой). Н.Новгород, 2007. 24 п.л.
- Моцарт в России. Сборник статей. Редактирование (совместно с В.Г.Зусманом, Е.Н.Мальцевой, Т.Б.Сидневой, Ш.Таксахером, А.А.Фроловым). Нижний Новгород: Де-ком, 2007. Физ. печ. 12,75 л.
- Кукарямба. Детские пьесы нижегородских композиторов для фортепиано. Нижний Новгород, 2007. 13,95 п.л.
- Берта Маранц: Играть? Обязательно играть! Воспоминания, статьи, переписка. Нижний Новгород: Деком, 2007. Физ.печ. 23 л.
- Т.Левая. Скрябин и художественные искания ХХ века. СПб: «Композитор», 2007. 12,25 п.л.
- Пусть летают бегемоты. Детские песни и хоры нижегородских композиторов. Нижний Новгород, 2009. 12 п.л.
- Левая, Т.Н. Контрасты жанра: очерки и исследования о Д. Шостаковиче / Под общ. ред. Б.С. Гецелева. – Нижний Новгород: Изд-во НННГК им. М.И. Глинки, 2013. – 172 с
Литература
- Р.Бунин. Творчество горьковчан // Музыкальная жизнь, 1971, № 16;
- Б.Егорова, Л.Николаева. Праздник города-юбиляра // Советская музыка, 1971, № 11;
- Р.Бунин. Композиторы Верхней Волги // Музыкальная жизнь, 1972, № 15;
- В.Коллар. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького. - Горький, 1976;
- А.Иконников. Горьковская молодежь // Музыка России. Вып. 1. - М., 1976;
- Ю.Корев. В пору творческой зрелости // Советская музыка, 1977, № 6;
- Гецелев Борис Семенович // Советские композиторы и музыковеды. Т. 1. - М., 1978;
- Л.Крылова. Музыка "на вырост" // Советская музыка, 1978, № 10;
- В.Беляков, В.Блинова, Н.Бордюг. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде - городе Горьком. - Горький, 1980;
- Гецелев Борис Семенович // Музыкальная энциклопедия. Т. 6. - М., 1982;
- В.Васина-Гроссман. Вечер вокальных премьер // Советская музыка, 1984, № 8;
- И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан. - Горький, 1985;
- Э.Монасзон. От редактора-составителя // Сочинения горьковских композиторов для фортепиано. - М., 1986;
- В.Блинова. Творческий потенциал // Информационный бюллетень Союза композиторов СССР. - 1986, № 8;
- Гецелев Борис Семенович // Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1990, 1991;
- А.Григорьева, Д.Дараган. Размышления a due (Двадцать третья "Ленинградская музыкальная весна") // Музыка России. Вып. 9. - М., 1991;
- Н.Бордюг. Борис Гецелев // Композиторы Российской федерации. Вып. 5. - М., 1994;
- С.Савенко. О Борисе Гецелеве, музыканте и человеке // Музыкальная академия, 1996, № 1;
- Гецелев Борис Семенович // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 1, 2. - Нижний Новгород, 1998, 2000.