Структура

Наверх
Холщевников Владимир Дмитриевич
В 1972 году окончил Нижегородскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки, а в 1977 году – ассистентуру-стажировку по специальности «композиция» (класс Народного артиста России, профессора А. А. Нестерова). В 1979 году окончил курсы повышения квалификации в ЛГК им. Римского-Корсакова. С 1983 года – член Союза композиторов России.

С 1994 года преподает на кафедре композиции и инструментовки ННГК им М. И. Глинки.
Является лауреатом («полным кавалером») трёх международных конкурсов композиторов им. Белы Бартока в Будапеште (1982 г. – третья премия, 1983 – вторая, 1984 – первая).

Автор симфонических, камерно-вокальных, большого количества камерно-инструментальных опусов различных, в том числе нетрадиционных составов, музыкальных акций и инсталляций. Композиторская техника Холщевникова близка комбинаторному мышлению сериализма, включает приемы коллажа и апелляцию к интеллектуальной стороне восприятия.

Творческие интересы Владимира Холщевникова «…в последнее время несколько изменились, они направлены от жанров академических к жанрам функциональным, от элитарных, филармонических – к прикладным, акционным. Композитор убеждён, что настало время пересмотреть подходы к творчеству, возродить некоторые синкретические формы, сблизить их с жизнью, с практикой, активизировать слушателя, превратить его из пассивного потребителя в участника художественного акта» (цит. по статье доктора искусствоведения, профессора кафедры теории музыки В. Н. Сырова «Двойной портрет в интерьере»).

Живет и работает в Нижнем Новгороде.
Должность
доцент кафедры композиции и инструментовки
Ученое звание
доцент
Преподаваемые дисциплины
Полифония; Чтение партитур; Аранжировка; Инструментовка

Основные сочинения

Основные публикации:

  • «Музыковедческая литература и идея общей классификации имитаций». Статья. 1 п. лист. 1979 г.
  • «Методологические основы теоретического исследования». Статья. 2,5 п. листа. 1987 г.
  • «Восполнение комплекса как метод обучения и организации практических занятий по полифонии». Учебно-методическая разработка. 2,5 п. листа. 1991 г. Тезисы работы опубликованы в сб. «Оптимизация учебного процесса по теме – «Многоуровневое образование». Издательство НГУ им. Н. И. Лобачевского. 1992 г. В дальнейшем работа опубликована издательством Нижегородской консерватории в 2012 году как учебное пособие под заголовком – «Методические рекомендации по организации практических занятий в курсе полифонии».
  • «Об общих методологических основах теоретического музыковедческого исследования». Статья. 2 п. листа.1992 г. Работа депонирована в НИО Информкультура Российской гос. б-ки. М. 1993 г. № 2689.
  • «Идея музыкальности в современном интермедиальном искусстве». Статья. 0,4 п. листа. 1996 г. Работа опубликована издательством Нижегородской гос. консерватории в сб. «Вопросы композиции и оркестровки». 2003 г.
  • «Об общих идейных основах современного интермедиального и интерактивного искусства в деятельности композитора». Эскиз исследования. 0,8 п. листа. 1993 г.
  • «Об особенностях нового синтетического жанра – музыкальная инсталляция». Практические заметки композитора. 0,8 п. листа.
  • 1994 г.
  • «Кластер и композиция». Практические заметки композитора. 0,8 п. листа. 1996 г.

Основные сочинения:

  • Соната (одночастная) для фортепиано. 1968.
  • Две ритуальные сцены для сопрано и фортепиано. 1970.
  • «Диалоги» для кларнета, трубы, скрипки и контрабаса. Партитура. 1973. Переработана в 2018.
  • «Баллада» для сопрано и 6-и инструментов. Партитура. 1973. Редакция – 1982.
  • Концерт-симфония для 5-и инструментов. 3-и части. Партитура. 1974.
  • Редакция – 1989.
  • «Четыре музыкальных решения» для двух фортепиано. 4-е части. 1974. Редакция – 1985.
  • «Мелодия». Симфоническая поэма для большого симфонического оркестра. 1975.
  • Симфония №1 для камерного оркестра. 4-е части. Партитура. 1976.
  • Вариации для большого симфонического оркестра. Партитура. 1978. Редакция с новым названием – Пассакалия. 2018.
  • «Старые струны». Вокально-инструментальный цикл для баритона и камерного ансамбля. Слова А. Дельвига, А. Пушкина, А. Фета, М. Лохвицкой. 7-м частей. Партитура. 1980.
  • «Дней круговорот» для баритона и камерного ансамбля. Слова А. Блока. Партитура. 1982.
  • Соната для кларнета и виолончели. 2-е части. Партитура. 1982.
  • Струнный квартет. 4-е части. Партитура. 1982. Издание: Будапешт, издательство «Эдицио музыка», партитура и голоса, 1983.
  • Духовой квинтет. 4-е части. Партитура. 1983. Издание: Будапешт, издательство «Эдицио музыка», партитура и голоса, 1984.
  • Трио для кларнета, виолончели и фортепиано. 3-и части. Партитура. 1984. Издание: Будапешт, издательство «Эдицио музыка», партитура и голоса, 1985.
  • Поэма-фантазия для готово-выборного (академического) баяна. 1985.
  • Романтическая соната для виолончели и фортепиано. 3-и части. 1985. Редакция – 2019.
  • Соната для фагота и фортепиано. 2-е части. 1986. Редакция – 1991.
  • «На улице» для баритона, флейты, скрипки и ударных. Слова Э. Багрицкого, М. Цветаевой, В. Маяковского. Партитура. 1986.
  • «Он. Она. Любовь». Скерцо-триптих для фортепиано. 1987.
  • «О былом». Вокальный цикл для баритона и фортепиано. Слова Б. Окуджавы. 5 частей. 1988.
  • Соната для кларнета и фортепиано. 2-е части. 1989.
  • Концертная симфония для фортепиано и большого симфонического оркестра. Партитура. 1990.
  • Соната (одночастная) для гобоя и фортепиано. 1991. Переработана в 2013.
  • Соната для флейты и фортепиано. 2-е части. 1991.
  • «Status animi» для виолончели и характеристического оркестра. 1993.
  • «Dolce» для трио струнных и большого симфонического оркестра. Партитура. 1994.
  • «Ab initio». Музыкальная акция-инсталляция для публики, дирижёра, чтецов, певцов и инструменталистов. 3 части. Партитура. 1996.
  • «Сладкая грёза». Поэма-фантазия по пьесам «Детского альбома» П. И. Чайковского для ансамбля ударных инструментов. 3 части. Партитура. 1997.
  • «Sonata da pausa» для скрипки, баяна (здесь и далее – академического) и подготовленного фортепиано. Партитура. 1998.
  • Соната-элегия на темы «Детского альбома» П. И. Чайковского для трёх струнных, ударных, фортепиано и оркестра баянов. Партитура. 1999.
  • «Урок музыки» для учащихся младших классов общеобразовательной школы, ведущего (учителя музыки) и двух инструменталистов. Партитура-план урока. 2000.
  • Семь парафраз из Фицуильямовой вёрджинальной книги для виолончели и баяна. 2001.
  • Семь парафраз на темы песен Ф. Шуберта для виолончели и баяна. 2001.
  • «Kammermusicus». Соната-фантазия для виолончели и баяна. 2-е части. 2002.
  • Каприччио на тему И. С. Баха для виолончели и баяна. 6 частей. 2002.
  • «Интонация». Музыкальный перформанс для публики, дирижёра (организатора) и исполнителей-инструменталистов. Сценарий. 2002.
  • «О кукушке Дакена». Фантазия-рондо для флейты, виолончели и баяна. 2003.
  • Лирическая тетрадь. Транскрипции и парафразы фортепьянных пьес Э. Грига для флейты, баяна, фортепьяно и виолончели. 10 частей. Партитура. 2004.
  • «Русское скерцо» для виолончели и баяна. 2004.
  • Парафраза на темы оперы Н. А. Римского-Корсакова для флейты, баяна и виолончели. 2004.
  • «Mozartklavier». Фантазия и фуга для флейты, баяна, чембало, фортепиано, виолончели и струнного оркестра. 2005.
  • «Тайна запечного сверчка». Новогодняя сказка. Музыкальная акция по мотивам «Маленьких сказок о детстве Моцарта» Г. Цыферова для публики, ведущего-конферансье, флейты, баяна, фортепиано и виолончели. 9 частей. 2005.
  • «В ту пору». Sonata parlata для четырёх исполнителей-инструменталистов. Слова П. Зюскинда. 2006.
  • Фантазия на три темы М. И. Глинки для восьми инструментов. 2006.
  • Вариации а-ля Моцарт для флейты, баяна, виолончели и струнного оркестра. 2006.
  • «Opus jubilaemus» для флейты, баяна и виолончели. 2006.
  • «Кофейная фантазия». Музыкальная акция-концерт в двух отделениях для ведущего-чтеца, фонограммы и восьми инструменталистов. 10 частей. Партитура. 2007.
  • «Слово – Куперену» для флейты, баяна и виолончели (6-я часть из одноименной сюиты пьес Куперена). 2007.
  • «И вновь звучит забытый вальс». Лирическая поэма для баяна и струнного оркестра. 2008.
  • Поэма-фантазия по мотивам вальсов Ф. Шопена для фортепиано и камерного оркестра. 2008.
  • Лирическая сюита для фортепиано. 5 частей. 2009.
  • «В предчувствии возможного». Пять каприсов по фортепианным пьесам опуса 124 Р. Шумана для баяна. 2010.
  • Дивертисмент для большого симфонического оркестра. 5 частей. 2010.
  • Интрада для большого симфонического оркестра. 2010.
  • Фантазия на три темы М. И. Глинки (версия) для большого симфонического оркестра. Партитура. 2010.
  • Canzona для большого симфонического оркестра. 2010.
  • Лирическая сюита (версия) для большого симфонического оркестра. 5 частей. 2010.
  • «Principium perfectum» для клавишных инструментов и виолончели. 12 частей. 2011.
  • Каприччио в 4-х частях для баяна. 2011.
  • «На дальней детской стороне». 14 музыкальных моментов для виолончели и баяна. 2012.
  • «На день рождения». Диптих для фортепиано. 2012.
  • Баллада №1 для баяна. 2013.
  • Две багатели для баяна. 2013.
  • Соната (одночастная) для гобоя и баяна. 2013.
  • Баллада №2 для баяна. 2013.
  • Соната (одночастная) для баяна. 2013.
  • Viva accademia! Motetus для большого симфонического оркестра. 2015.
  • Симфония №2 для чтеца, хора мальчиков, мужского хора и большого симфонического оркестра. 4 части. Партитура. 2016.
  • Славянский гимн для большого симфонического оркестра. Партитура. 2017.

Транскрипции и аранжировки произведений разных авторов

  • И. Гайдн. Соната ми-минор. 3 части. Транскрипция для виолончели и баяна. 2001.
  • М. Шмитц. Два блюза. Концертные транскрипции для виолончели и баяна. 2002.
  • И. Якушенко. Джазовый альбом для юношества(4 пьесы). Аранжировки для виолончели и баяна. 2002.
  • «Gran tango». Три концертные транскрипции: А. Вильельдо. «Эль Чокло»; Б. Зеркович, Танго; Е. Петербургский, «Утомлённое солнце» все – для виолончели и баяна. 2002.
  • Две популярные американские мелодии: E. Ahbez, «Nature boy»; G. Winkler, «Answer me, my love». Транскрипции для виолончели и баяна. 2002.
  • И. С. Бах. Менуэт и Скерцо из сюиты си-минор. Транскрипция для флейты, баяна и виолончели. 2003.
  • Дж. Каччини. Ave Maria. Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2003.
  • Н. А. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля». Транскрипция для флейты, баяна и виолончели. 2003.
  • Л. Боккерини. Менуэт. Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2003.
  • С. Рахманинов. Итальянская полька. Транскрипция для флейты, баяна и виолончели. 2003.
  • В. А. Моцарт. Финал «Alla turca» из сонаты ля-мажор. Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2003.
  • И. С. Бах. Фуга до-минор, прелюдия ре-мажор, прелюдия ля бемоль-мажор, фуга си бемоль-мажор (все из ХТК, 1-й т.). Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2003.
  • И. Гайдн. Соната до-мажор, 1-я часть. Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2003.
  • Д. Скарлатти. Соната соль-мажор. Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2003.
  • Д. Скарлатти. Соната ре-минор. Транскрипция для флейты, баяна и виолончели. 2003.
  • «Джаз-вальс». Три концертные транскрипции: Билл Эванс, «Вальс для Дебби»; Пол Дезмонд, «Take five»; Д. Крамер, Каприс – для виолончели и баяна. 2003.
  • «Ретро-сюита». Пять концертных транскрипций: Ф. Маршетти, вальс «Очарование»; Х. М. Родригес, танго «Кумпарсита»; М. Блантер, фокстрот «Джон Грей»; танго «Брызги шампанского»; Дж. Херман, вальс «Хелло, Долли!» все – для виолончели и баяна. 2003.
  • Три концертные транскрипции популярных мелодий прошлого: М. Легран, «I Will Wait For you» (Шербургские зонтики); М. Марьяновский, фокстрот «Марфуша»; Н. Рота, «Speak softly love» (Крёстный отец) все – для скрипки и баяна. 2003.
  • Н. Паганини. Вечное движение. Транскрипция для флейты, баяна и виолончели. 2004.
  • И. С. Бах. Прелюдия си бемоль-мажор (ХТК, 1-й т.). Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2004.
  • И. С. Бах. Фантазия и фуга ля-минор. Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2004.
  • Д. Скарлатти. Соната ми-минор. Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2004.
  • В. А. Моцарт. Соната ля-мажор, 1-я и 2-я части. Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2004.
  • В. А. Моцарт. Менуэт ре-мажор, Рондо ля-минор, Лёгкая соната до-мажор (3 части). Аранжировки для флейты, баяна и виолончели. 2005.
  • И. Гайдн. Соната до-мажор (2-я и 3-я части). Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2006.
  • И. Стравинский. Итальянская сюита (5 частей). Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2006.
  • Ж. Ф. Рамо. «Беседа Муз», Менуэт, «Циклопы». Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2006.
  • Д. Шостакович. Сюита из музыки к балету «Болт» (5 частей). Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2006.
  • Ф. Куперен. Пять пьес из сюиты «Слово – Куперену». Аранжировка для флейты, баяна и виолончели. 2007.