Структура

Наверх
Левая Тамара Николаевна
Тамара Николаевна Левая родилась в г. Барабинске Новосибирской области. В 1963 году окончила историко-теоретический факультет, а в 1968 – аспирантуру Горьковской консерватории, где занималась у известного ученого Д.В.Житомирского. В 1976 году Т.Левая защитила кандидатскую диссертацию «Инструментальное творчество Пауля Хиндемита»; материалы диссертации, давшие основу целому ряду публикаций и фундаментальной, первой на русском языке монографии о Хиндемите (в соавторстве с О.Леонтьевой), создали автору имя в науке.

В последующие годы научные интересы Т.Левой были сосредоточены на русской музыкальной культуре ХХ столетия: в 1991 г. в центральном издательстве вышла ее книга «Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи», вскоре защищенная в качестве докторской диссертации. В соответствующем ключе автор рассматривает фигуру А.Скрябина, которому посвящен ряд статей, а также изданная в 2007 году монография («Скрябин и художественные искания ХХ века», исследование было поддержано грантом РГНФ). Большое внимание Т.Левая уделяет также отечественной музыке советского и постсоветского периодов, о чем свидетельствуют многие ее статьи и конференционные доклады. Сквозной темой стало для нее творчество Д.Шостаковича, что отразилось в авторском сборнике под названием «Контрасты жанра: очерки и исследования о Д.Шостаковиче» (2013).

Как крупный специалист по русской музыке ХХ века Т.Левая известна ныне не только в нашей стране, но и за рубежом. Она являлась участником международного семинара по русскому авангарду в Загребе (учрежден философским факультетом Института науки и литературы), выступала с циклами лекций в Folkwang Hochschule г.Эссена (Германия), ее работы публикуются на разных европейских языках. В настоящее время Т.Левая является участником международного издательского проекта «Deutsche-russische Musikbegegnungen 1917-1933", организованного Высшей школой музыки, театра и медиа в Ганновере.

Кроме собственно научной деятельности, Т.Левая работает как публицист и популяризатор музыкального наследия. Следует отметить, к примеру, ее участие в составлении «Оперного энциклопедического словаря» и словаря «Творческие портреты композиторов», а также нового словаря Grove – «The New Grove Dictionary of Music and Musicians». Т.Левая регулярно выступает на музыковедческих конференциях разного уровня, она является одним из организаторов и постоянных участников осуществляемого в Нижнем Новгороде международного мегапроекта, посвященного искусству ХХ века.

Важнейшей сферой деятельности Т.Левой является ее педагогическая работа. С 1963 года она трудится в Нижегородской (Горьковской) консерватории (в настоящее время профессор, доктор искусствоведения, заведующая кафедрой истории музыки), читает курсы истории отечественной музыки ХХ века, руководит подготовкой дипломных работ студентов-музыковедов, ведет занятия в аспирантуре. Несомненна ее роль в становлении целого поколения молодых ученых.


Должность
заведующая кафедрой истории музыки,
Ученое звание
профессор по кафедре истории музыки
Преподаваемые дисциплины
История русской музыки; История советской музыки; Спец. класс

Основные сочинения

Книги:
  • Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество (в соавторстве с О.Леонтьевой). – М., 1974;
  • Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. – М., 1991;
  • История отечественной музыки второй половины ХХ века (отв. редактор, автор Предисловия и очерка «Приметы новой эпохи, или Диалог с 60-ми годами). - СПб: Композитор, 2005;
  • Скрябин и художественные искания ХХ века. – СПб, 2007;
  • Контрасты жанра: очерки и исследования о Д.Шостаковиче. – Н.Новгород, 2013.

Статьи:
  • Девятая симфония Шостаковича // Музыка и современность. Вып.5. – М., 1967;
  • Полифония в крупных формах Хиндемита // Полифония. Сборник теоретических статей.- М., 1975;
  • Отношения горизонтали и вертикали в фугах Шостаковича и Хиндемита // Полифония. Сборник теоретических статей.- М., 1975;
  • Тайна великого искусства (о поздних камерно-вокальных циклах Д.Д.Шостаковича) // Музыка России. Вып.2. – М., 1978;
  • О стиле П.Хиндемита // Пауль Хиндемит. Статьи и материалы.- М., 1979;
  • Некоторые аспекты гармонии Хиндемита // Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть ХХ века. – М., 1983;
  • Возрождение традиции (жанр concerto grosso в современной советской музыке) // Музыка России. Вып.6. – М., 1986;
  • Советская музыка: диалог десятилетий // Советская музыка 70-80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. – М., 1986;
  • От романтизма к символизму (некоторые тенденции русской музыкальной культуры начала ХХ века) // Проблемы музыкального романтизма. – Л., 1987;
  • Символистский принцип актуальной бесконечности и его музыкальная интерпретация // Пространство и время в искусстве. – Л., 1988;
  • Музыкальная проблематика в «Докторе Фаустусе» Томаса Манна // Современное западное искусство. ХХ век. – М., 1988;
  • Д.Шостакович: тип творческой личности // Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда. – Новосибирск, 1988;
  • О двух концепциях Gesamtkunstwerk в русской культуре начала ХХ века // Nasi razgledi (Словенский еженедельник). Любляна, 1988, 4 ноября;
  • Neue sowjetische Musik unter dem Aspekt des «spaten Denkens» // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. – Laaber-Verlag, 1990; Zeit und Raum der spaten sowjetischen Musik // Musikavangarde im Osten Europas. – Heidelberg, 1992;
  • Скрябин в ретроспективе отечественной музыки ХХ века // Ученые записки Государственного мемориального музея А.Н.Скрябина. – М., 1993;
  • Кубофутуризм: музыкальные параллели // Russian Literature. – North-Holland, 1994; Das «spate Denken». Wegen der russischen Musik seit Sostakowic // Das Jahrhundert der Avantgarde in Mittel- und Osteuropa. Bonn, 1994;
  • Время и пространство поздней советской музыки // Поиск смысла. Сборник материалов конференции «Русское искусство и мир». – Н.Новгород, 1994;
  • Скрябин и новая русская живопись // Нижегородский скрябинский альманах. – Н.Новгород, 1995;
  • Шостакович: поэтика иносказаний // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Т.I. – Н.Новгород, 1997;
  • Скрябин и европейский музыкальный авангард // Ученые записки Государственного мемориального музея А.Н.Скрябина. – М., 1998;
  • Космос Скрябина // Русская музыка и ХХ век. – М., 1997;
  • А.Н.Скрябин // История русской музыки. Том 10 А. 1890-1917-е годы. М., 1997;
  • Служение вневременным ценностям (о творчестве Сергея Беринского) // Музыкальная академия, 1999, № 3;
  • Шостакович и Бахтин: еще раз о Диалоге // Своё и чужое в европейской культурной традиции. – Н.Новгород, 2000;
  • Реалии постсоветской культуры (судьба и творчество Софии Губайдулиной) // Frauen in der Kultur. – Innsbruck, 2000;
  • Хиндемит и советская музыка // Россия – Германия. – М., 2000;
  • От «Ироний» к «Сарказмам» (метафизика смеха у позднего Скрябина и раннего Прокофьева // Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры. – Н.Новгород, 2001;
  • Легенда о художнике, или Метаморфозы «скрябинского мифа» // Оркестр. Сборник статей и материалов в честь И.А.Барсовой. – Москва, 2002;
  • Neobarock und Absurdes (Nocmals zur Oper „Die Nase“) // Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeinschaft an der Universitat Leipzig. Heft 8. Gudrun Schroder Verlag. Chemnitz, 2002;
  • Skrjabin i novo rusko slikarstvo: od moderne k apstrakcionizmu // Vizualnost. Zagrebacki pojmovnik kulture 20. stoljeca. Urednici Aleksandar Flaker / Josip Uzarevic. - Zagreb, 2003;
  • Рахманинов в зеркале отечественной музыкальной публицистики // Музыкальная академия. 2003. № 3;
  • Артур Лурье и петербургский авангардный миф // Russian Literature LVI. Сборник к 75-летию А.Флакера. North-Holland, 2004. 0,75 п.л.;
  • Артур Лурье и петербургский авангардный миф // Музика у просторi культури. Науковий вiсник Нацiональноi музичноi академii Украiни iменi П.I.Чайковського. Випуск 33. Киiв, 2004. 0,75 п.л.;
  • Скрябин и скрябинисты: между Россией и Западом // Festschrift Detlef Gojowy zum 70.Geburtstag. Bonn, 2004. 0,7 п.л.
  • В поисках нового синтеза, или Почему Дягилев не поставил «Прометея» // Музыкальная академия. 2005. № 4.
  • Парадоксы охранительства в русском символизме // Концепты языка и культуры в творчестве Франца Кафки. Н.Новгород: Деком, 2005. 0,75 п.л.
  • Парадоксы охранительства в русском символизме // Русская музыка. Рубежи истории. М., 2005. 0,75 п.л.
  • Щедрый подарок (рецензия на книгу «Гия Канчели в диалогах») // Музыкальная академия. 2006. №1. 0,75 п.л.
  • Sostakovic und Bachtin: einige Parallelen // Dmitri Schostakowitsch. Das Spatwerk und sein zeitgeschichtlicher Kontext. Dresden, 2006.
  • Новое о Глинке // От Глинки до постмодерна. Нижний Новгород, 2006. 0,7 п.л.
  • Шостакович и Прокофьев: эскиз к двойному портрету // Музыкальная академия. 2006. № 3.
  • Свидетели века (Д.Шостакович – Д.Житомирский) // Музыкальная академия. 2007. № 1.
  • «Слезы геральдической души» Д.Пригова – С.Беринского, или Музыкальные лики соц-арта // Музыкальная академия. 2007. № 2. 0,6 п.л.
  • Музыкальные лики соц-арта («Слезы геральдической души» Д.Пригова – С.Беринского) // Искусство ХХ века как искусство интерпретации. Нижний Новгород, 2007.
  • Моцарт и Сильвестров: мотив вестничества // Моцарт в России. Сборник статей. Нижний Новгород: Деком, 2007.
  • Д.Д.Шостакович в исследованиях и воспоминаниях Д.В.Житомирского // Имена музыкальной эпохи. Н.Новгород, 2007. 0,8 п.л.
  • О жанровых константах творчества Г.Канчели 1990-2000-х годов // Актуальные проблемы современного музыкознания: композиторское творчество, исполнительство, образование. Сборник статей. Редактор-составитель Е.Р.Скурко. Уфа: издательство «VIA-print», 2008. 0,3 п.л.
  • К столетию баховского ренессанса в России // Традиции Баха в современной культуре: музыка, литература, живопись, кино. Н.Новгород, 2008. – 0,5 п.л.
  • В поисках нового синтеза, или Почему Дягилев не поставил Прометея // А.Н.Скрябин в пространствах культуры ХХ века. М.: «Композитор», 2008. 0,75 п.л.
  • К изучению композиторского наследия 1920-х годов: А.Н.Скрябин и АСМ // Наследие: Русская музыка – мировая культура. Выпуск I. Сост., ред. и коммент.: Е.С.Власовой, Е.Г.Сорокиной. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 0,6 п.л.
  • Полифонические воспоминания: из переписки с В.П.Бобровским // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 0,75 п.л.
  • Моцарт и Сильвестров: мотив вестничества // Моцарт в движении времени. М.: издательство «Композитор», 2009. 0,5 п.л.
  • Контрапункт и поэтика абсурда в отечественном авангарде 1920-х годов // Композиторская техника как знак. Сборник статей к 90-летию Ю.Г.Кона. Петрозаводск, 2010. 0,6 п.л.
  • Рахманинов и Прокофьев: непересекающиеся миры? // IV Рахманиновские чтения. Проблемы изучения творчества Рахманинова. I часть. Тамбов, 2010. 0,7 п.л.
  • «В нем вечно билось творчество живое…». Памяти Б.И.Тищенко (совместно с Б.С.Гецелевым) // Консерватория. Газета Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. 2011. № 1. С. 7.
  • Метафоры Тишины в творчестве Гии Канчели «постсимфонического» периода // Fioretti musicali: Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой / редкол. Г.И.Лыжов, Д.Р.Петров, С.И.Савенко. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. 0,5 п.л.
  • Порядок и абсурд (по страницам музыкальной бюрократиады) // Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2011. 0,6 п.л.
  • «Русские сезоны» в Париже: к столетию культурного альянса // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2011. №3 (19). С. 6-11. 0,5 п.л.
  • Светомузыкальные опыты 1910-х годов как преддверие серийности // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. №2 (23). С. 1-55. 0,5 п.л.
  • «Прометей», или рождение серийности из духа синестезии // Играем da capo al fine. 2012. № 6. 0,4 п.л.
  • Пока не опустился железный занавес… Рецензия на книгу: Бобрик О. Венское издательство «Universal Editions» и музыканты из советской России // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 4. 0,3 п.л.
  • Метафизика Игры в ранних операх Прокофьева // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. №3 (24). С. 34-37. 0,5 п.л.
  • Возвращаясь к «Прометею»: светомузыкальные опыты 1910-х годов как преддверие серийности // Ученые записки мемориального музея А.Н.Скрябина. Выпуск 7. Книга 1. М., 2012. 0,5 п.л.
  • Слово об Олеге Владимировиче // О.В.Соколову посвящается. Н.Новгород: изд. Нижегородской консерватории, 2013. – 256 с. С.154- 162.
  • На рубеже столетий: о психодрамах В. И. Ребикова // Наследие: XVIII–XIX века: сборник статей, материалов и документов. Вып. II / сост. и ред. П. Е. Вайдман, Е. С. Власова. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. — 560 с. С.496-504.
  • На перекрестке культур: к столетию «Синего всадника» // Мультикультурализм или интеркультурализм? Опыт Австрии, России, Европы. Нижний Новгород: изд-во «ДЕКОМ», 2013. – 256 с. С.136 – 139.

Переводы:
  • Доротея Редепеннинг. «Нерушимое безмолвие нетревожимых воспоминаний» (заметки о произведениях Сергея Рахманинова периода эмиграции). Перевод с немецкого (совместно с Б.С.Гецелевым) // Поиск смысла. Сборник статей участников международной научной конференции «Русская культура и мир». Н.Новгород, 1994. 0,7 п.л.

Составление и редактирование:
  • Нижегородский скрябинский альманах. Составитель. – Н.Новгород, 1995. 15, 81 п.л.;
  • Галина Козлова: музыкальное приношение. Составление, редактирование и примечания (совместно с Б.С.Гецелевым). Н.Новгород, 2000. 22,1 п.л.;
  • История отечественной музыки второй половины ХХ века - СПб: Композитор, 2005. 37 п.л.

Литература
  • Левая Тамара Николаевна // Советские композиторы и музыковеды. Т.2. - М., 1981;
  • Левая Тамара Николаевна // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып.1, 2. – Нижний Новгород,1998, 2000.