Структура

Наверх
Присяжнюк Денис Олегович
Композитор, музыковед. Кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ, член Правления Нижегородской региональной организации СК РФ. Лауреат Всероссийских и международных конкурсов, Лауреат премии Правительства Нижегородской области «За лучшее музыкальное произведение 2016 года».

Денис Олегович Присяжнюк родился 2 апреля 1973 года в поселке Смолино Нижегородской (Горьковской) области. Закончив в 1997 году Нижегородскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки (специальности «Композиция» - класс профессора Б.С.Гецелева, «Музыковедение» - класс профессора Б.Ф. Егоровой, аспирантура-1999, класс профессора Б.С. Гецелева), в этом же году он начинает преподавательскую деятельность в ННГК (кафедра композиции и инструментовки). С 2005 года – доцент ННГК. Параллельно с 1994 по 2000 годы работает в Дзержинском (с 1997 по 2000 – зав. теоретическим отделением), а с 2004 года – в Нижегородском музыкальном училище (колледже) им. М.А. Балакирева.

В каждом из названных учебных заведений Присяжнюк ведет класс композиции, студенты которого не раз заявляли о себе на фестивалях и композиторских конкурсах Всероссийского и Международного уровней. Класс композиции Присяжнюка постоянно выступает с концертами на различных площадках Нижнего Новгорода и области.

Список сочинений Присяжнюка охватывает практически все жанры, кроме кантат и ораторий. Прежде всего, упомянем здесь три оперы композитора: «Тень» (по пьесе Е. Шварца,  в 3-х актах,1996),  монооперу для мужского голоса и сопрано за сценой «Отчет о происходящем, или Цветы для Элджернона» по рассказу Д. Киза, 2006, а также созданную для трех голосов и инструментального ансамбля оперу «Затерянные» (по мотивам рассказов Р.Желязны, 2016). Либретто опер композитор выполнил сам.

Среди оркестровых жанров  представлены  Симфония,  концерты (Альтовый, Кларнетовый, Фортепианный; «Файоли и Дос Муэртос» для большого духового оркестра). Заслуживают внимания  несколько концертино для различных составов. При этом автор регулярно заявляет о себе в «ортодоксальных» тембровых сочетаниях. Пример тому -  6 Струнных квартетов.
Разнообразно  вокальное творчество Присяжнюка – как в плане отбора  поэтических текстов, так и в смысле  версий их художественного прочтения. Монологическая лирика ранних циклов на  стихи В. Ходасевича сменяется характерными «гумилевскими» зарисовками; «отражающие отраженья» романсы «Городского ангела» (стихи А.Головиной) соседствуют с нестандартной интерпретацией хлесткой и пронзительной поэзии В. Гафта («Человечьи мысли»)…

Музыка композитора Д. Присяжнюка – разная, остро характеристичная и медитативная - всегда узнаваема. Она, пожалуй, оптимистична. Даже в самых драматичных концептах остается, порой лишь угадывается, но всегда присутствует некий отблеск «Lux aeterna» (название одного из важнейших для композитора сочинений!),  воля к продолжению поступательного движения и надежда.

Кратко говоря о сочинениях Присяжнюка, отметим еще одну особенность его творчества. Речь идет о многократном обращении к одному программному подзаголовку, что ведет к созданию «многосерийных» композиций на «заданную тему». Вполне способные исполняться по отдельности, эти произведения образуют любопытные программные циклы, свободные от догматической фиксации как вектора прочтения, так  и инструментальных комбинаций. В итоге такого рода программность может воплотиться и в сочинении для оркестра («Вероятная музыка-II»),  и в скромной по масштабам камерной композиции (Первая «Вероятная музыка» написана для виолончели соло).

Еще одной стороной деятельности Д.О.Присяжнюка является научная работа. Начав изыскания в области проявлений комического в инструментальной музыке, в дальнейшем он все более интересовался вопросами музыкальной семантики, знаково-языковой функции музыки,  проблемой адекватного авторской идее прочтения произведения. В конечном итоге исследователь сконцентрировал свои усилия на музыкальном риторизме, в частности, в искусстве звуков XX-XXI веков. Данной проблематике посвящена и защищенная в 2004 году кандидатская диссертация «Музыкальный риторизм и композиторская практика ХХ века» (научный руководитель – доктор искусствоведения профессор Т.Н.Левая).

В настоящий момент Д. Присяжнюк реализует себя как композитор, ученый и педагог. Возникают новые сочинения, пишутся статьи и отзывы на диссертации коллег, продуктивно функционирует класс композиции. Д. О. Присяжнюк – лауреат композиторских форумов различных уровней, постоянный участник представительных музыкальных фестивалей, член жюри ряда конкурсов молодых композиторов.

Автор трех опер, Симфонии,  инструментальных концертов, сочинений для симфонического, струнного и духового оркестров, ряда концертино для различных составов, 6 Струнных квартетов, камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки.
Должность
доцент кафедры композиции и инструментовки
Ученое звание
доцент
Преподаваемые дисциплины
Композиция, Инструментовка, Чтение партитур, Методика преподавания композиции в музыкальном училище, История оркестровых стилей, Техники композиции в музыке ХХ века, Гармония, Сольфеджио, Инструментоведение

Основные сочинения

Музыкально-театральные: оперы «Тень» (1996), «Отчет о происходящем или Цветы для Элджернона» (2006), «Затерянные» (2016).

Для симфонического оркестра: «Симфония-апелляция» (2000); «Лицейская увертюра» (1999); концерты - для альта с оркестром (1997); для кларнета с оркестром (1998); для фортепиано с оркестром (2002), «Опыт жизнеописания» для гобоя и ОРНИ(2014), «Вероятная музыка-II» для симфонического оркестра (2010), «Сказки старого волшебника» для симфонического оркестра (2011).

Для духового оркестра: «Файоли и Дос Муэртос», концерт для оркестра (2008)

Для струнного оркестра: «Оксюмороны III» - концертино для ударных и оркестра (2000), «Lux aeterna» (2003), «Странные танцы» (2017), «Точка входа» (2017 и др..

Камерно-инструментальные: «Аберрации» - концертино для четырех групп солистов (2001); «Cellento-Celrandino» - концертино для восьми виолончелей (1999); шесть Струнных квартетов (1995, 1998, 2001, 2010; 2013; 2015); 6 серий "Оксюморонов" (1998,1999,2000,2006, 2013, 2014), 9 "Параллельных музык" (2005-2015), 15 "Акций" (1993-2016), 6 "Вероятных музык» (2006-2014) - все для разных составов, 3 тетради «Секундочек» для фортепиано (2005,2007,2007), «Inside-sonata» для альта и фортепиано (2012), для баяна соло (2012), для скрипки соло (2012), для фагота и фортепиано (2013), для фортепиано (2016) и др.

Для органа: «Оксюмороны II» для органа, малого барабана и двух ассистентов (2000).
Камерно-вокальные: вокальные циклы - «О себе» на стихи В.Ходасевича (1993); «О ней» на стихи В.Ходасевича (1994); Четыре романса на стихи Н.Гумилева (1997), «Городской ангел», 7 отражений на стихи А.Головиной (2004), «Человечьи мысли» на стихи В. Гафта(2007), «Параллельная музыка-IV» для народного голоса, гобоя и рояля на сцене (нар.слова,2009), «Параллельная музыка-V» для народного голоса, блок-флейты и фонограммы на народные слова (2012), «Багатель» для голоса и гитары на сл. А. Пушкина (2013), «Элегия русской элегии» для голоса и фортепиано на стихи отечественных поэтов XIX века (2017) и др.

Некоторые музыковедческие работы

  • О проявлениях комического в инструментальной музыке ХХ века (на примере жанра бурлески) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – Н.Новгород, 1999;
  • О семиотических возможностях музыкальных структур (на примере музыкально-комического) // Четвертая Нижегородская сессия молодых ученых гуманитарных наук. Т.II. – Н.Новгород, 2000;
  • Комическое под знаком игры (игровая генеалогия скерцо) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 2. – Н.Новгород, 2001.;
  • Жанр бурлески: перевертыши кривозеркалья // Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры. – Н.Новгород, 2001.
  • Семиотика музыкальных конструкций(комическое как результат контекстуальных трансформаций)//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 3. НН., 2002
  • …И слышать обречены…//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып.4. НН., 2002.
  • Комедиант Пьеро(опыт семиотического анализа «Лунного Пьеро А. Шенберга)//Вопросы композиции и оркестровки. НН., 2003.
  • О жанровой природе «Сарказмов» С. Прокофьева//Вопросы композиции и оркестровки. НН., 2003.
  • Комическое как культурологический феномен (к проблеме интерпретации понятия)//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып.5. НН., 2003.
  • Смех сквозь маску//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып.5. НН., 2003.
  • Музыкальный риторизм: шифр или ключ?//Искусство ХХ века: элита и массы. НН., 2004. С. 208-219.
  • Музыкальный риторизм и композиторская практика ХХ века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. НН., 2004.
  • О музыке немой и говорящей (к проблеме интерпретации в риторическом поле)//Искусство ХХ века как искусство интерпретации. НН.,2005.
  • Оркестр, которого нет (о риторических метаморфозах инструментального письма В. Екимовского)// Материала научной конференции. Москва, 2009.
  • Чужие слова (о риторических возможностях цитат, монограмм, лейтмотивов). //Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып.8. НН., 2007.
  • К вопросу о методике риторического анализа музыкальных произведений на примере «Лунного Пьеро» А. Шенберга (учебно-методическое пособие для студентов ИТКФ консерваторий). Машинопись. 42 стр. (2010)
  • К вопросу о методике анализа музыкальных произведений (проблема толкования). Машинопись. 11 стр. (2011)
  • Риторический анализ в музыке ХХ века/ Издательство ННГК, гриф УМО РФ. Допущен в качестве учебного пособия для студентов музыкальных ВУЗов РФ (2012).
  • Риторический подход как способ адекватной исполнительской интерпретации/ Актуальные проблемы высшего музыкального образования. №1(31). НН., 2014.
  • Аспекты эволюции и периодизации творчества В.Екимовского//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. №3(33). НН., 2014.
  • К проблеме эволюции творчества В.Екимовского на рубеже XX-XXI веков//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. №4(34). НН., 2014.
  • Под знаком «индпроекта» (Композиции В.Екимовского конца ХХ века) //Актуальные проблемы высшего музыкального образования. №2(36). НН., 2015.
  • Музыкальная риторика на рубеже ХХ-ХХI веков («заметки на полях проблемы»// Материалы международной научной конференции. Астрахань, 2015.
  • В.Екимовский. Виртуальные грани риторики//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. №1(39). НН., 2016.
  • Закон преодоленья (о Композициях В.Екимовского начала XXI века) //Актуальные проблемы высшего музыкального образования. №2(40). НН., 2016.
  • Музыкальный риторизм как искусство диалога: из «вчера» в «завтра»//Материалы международной научной конференции к 70-летию ННГК, 2017.

2017