Структура

Наверх
Санина Нина Викторовна

Нина Викторовна Санина родилась в Горьком в 1937 г. В 1961 году окончила историко-теоретический факультет Горьковской консерватории (класс В.М.Цендровского), одновременно посещая занятия в классе композиции А.А.Нестерова.

Спустя некоторое время Н.Санина стала студенткой композиторского факультета Ленинградской консерватории (класс О.А.Евлахова). Свое музыкальное образование она завершила в 1975 году, окончив заочную аспирантуру Ленинградской консерватории по двум специальностям - теории музыки и композиции (руководители Ю.Г.Кон и А.С.Леман) и ведя параллельно педагогическую работу в консерватории в Горьком.

В настоящее время Санина - профессор кафедры теории музыки Нижегородской консерватории, ведет курс полифонии.

Разносторонняя музыкальная образованность Нины Викторовны сказалась на характере ее деятельности. Композиторскую работу она успешно сочетает с музыковедческой. Ею защищена кандидатская диссертация, посвященная творчеству венгерского композитора Пала Кадоши, осуществлены публикации и доклады о новой венгерской музыке, в том числе ряд очерков в Музыкальном энциклопедическом словаре. За большой вклад в изучение музыкальной культуры Венгрии Санина в 1986 году награждена венгерским правительственным орденом.
Композиторская биография Н.В.Саниной началась в 60-е годы. За это время написаны сочинения разных музыкальных жанров: опера "Невский проспект" по Гоголю, симфоническая и камерно-инструментальная музыка, вокальные циклы, музыка к спектаклю "Аладдин и волшебная лампа" (в постановке Ленинградского студенческого театра кукол). Но все же центральное место принадлежит здесь произведениям для камерных составов. Камерный стиль высказывания, подчас объединенный с духом концертирования, особенно характерен для сочинений последующих лет.
В музыке Н.В.Саниной преобладает лирико-психологическая сфера. Композитору близка напряженно-конфликтная, иногда трагедийная образность, заостренность эмоциональных состояний. Трагедийное начало нередко выступает в сочетании с гражданской темой. Таковы мемориалы "Освенцим. Музеи", вокально-симфоническая поэма "Хатынь", монодрама "Живой факел". Эта черта говорит о следовании традициям Шостаковича. Созвучна Шостаковичу и тема перипетий творческой судьбы художника, затрагиваемая автором в ряде сочинений ("Сфинксы", Два монолога на стихи И.Эренбурга).
Шостакович оказал влияние как на духовное формирование Нины Викторовны, так и на ранний стиль ее музыки. В дальнейшем же дали знать о себе стилевые тенденции, характерные для более позднего поколения отечественных композиторов -поколения "шестидесятников". В произведениях Саниной можно встретить, например, элементы сонористики, алеаторики, додекафонии, четвертитоновой системы. Вместе с тем, технологический момент не является здесь самоцелью - особенно в таких сочинениях, как кантата-элегия "Песня мертвой птицы", где краски приглушены и музыкальная выразительность достигается минимумом звуковых штрихов.

Важно отметить также индивидуализированность композиторских замыслов Саниной, нелюбовь к готовым схемам, склонность к оригинальным жанровым решениям. Следует подчеркнуть тщательность письма, весомость и продуманность каждой детали текста; камерность и здесь выступает ведущим принципом творчества.

В разных жанровых сферах обнаруживаются разные грани стиля композитора. Крупные оркестровые произведения (Музыка для флейты и камерного оркестра, Виолончельный концерт) отличаются импровизационной свободой, импульсивностью становления формы, сквозной симфонизацией. Для инструментального стиля в целом характерно также чуткое внимание к тембру, персонификация тембровых красок. Особым вниманием автора пользуются, пожалуй, "баритональные" голоса виолончели и кларнета (предпочтение баритону отдается и среди вокальных голосов).
В сочинениях со словом композитор стремится к гибкой музыкальной декламации, к передаче в музыке всех нюансов литературного текста, подчас прозаического (таковы "Письма Панни" на слова М.Сепеш). Поэзия вокальных циклов Н.В.Саниной - это поэзия разных стран и народов. Греческие, японские, шведские, польские, румынские поэты привлекают композитора и как проводники высокогуманистических идей, и как выразители национального духа. Чувство национального колорита приводит композитора к интересным находкам в сфере ладовой выразительности (например, в монодраме "Живой факел" обобщенно претворены некоторые особенности вьетнамской народной музыки).
Творчество Н.В.Саниной находит признание не только в нашей стране, но и за ее пределами. Ряд ее произведений опубликован в России, они пользуются вниманием издательских иностранных фирм, исполняются зарубежными музыкантами (так, в Германии и Англии звучали Концертная сюита для виолончели и фортепиано и Соната-монолог для кларнета соло, в Италии -"Аvе Маriа").

Должность
профессор кафедры композиции и инструментовки
Ученое звание
доцент
Преподаваемые дисциплины
Полифония; Жанры вокального ансамбля; Анализ музыкальных форм; Чтение партитур

Основные сочинения

Музыкально-театральные:

  • телевизионная опера "Невский проспект" (1970)


Для симфонического оркестра:

  • Поэма (1966)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1961)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1974)


Для струнного оркестра:

  • Концертино для фортепиано и оркестра (1965)


Для камерного оркестра:

  • Музыка для флейты и камерного оркестра (1967)


Вокально-оркестровые и хоровые:

  • кантата "Горизонты (1987)
  • вокально-симфоническая поэма "Хатынь" (1970)
  • монодрама "Живой факел" (1972)


Камерно-инструментальные:

  • Квартет для двух скрипок, альта и виолончели (1960);
  • пьесы для фортепиано;
  • Соната для альта и фортепиано (1965);
  • Соната для виолончели и фортепиано (1961);
  • Концертная сюита для виолончели и фортепиано (1968);
  • Соната-монолог для кларнета соло (1981)


Камерно-вокальные:

  • для голоса и инструментального ансамбля - "Освенцим. Музей" на слова М.Ковача (1967)
  • "Из дневника военных лет" на стихи С.Ливадитиса и П.Антеоса (1987)
  • кантата-элегия "Песня мертвой птицы" на слова П.Антеоса и
  • Н.Вреттакоса (1989)
  • Два монолога на стихи И.Эренбурга (1997)
  • для голоса и фортепиано - "Письма Панни" на слова М.Сеттеш (1962)
  • "Сфинксы" на собственные слова (1962)
  • "Волны Японии" на слова Сигэхару Накано (1965)
  • Три русские песни на собственные слова (1967)
  • "Голоса тишины" на стихи греческих поэтов (1968)
  • " Аvе Маriа " (1999) и др.


Музыка к спектаклю "Аладдин и волшебная лампа".

Основные музыковедческие труды

  • Музыка, пронизанная сердечностью и гуманизмом // Советская музыка, 1973. №8;
  • О воспитании современного ладо-интонационного слуха // Magуаr zene, 1976. №4;
  • Натуральные лады в произведениях П.Кадоши 30-40-х годов // Проблемы музыки XX века. Горький, 1977, на венгерском языке. Magуаr zene, 1978. №3;
  • Музыка Бартока в Горьком // Muzsika, 1981. №5;
  • Венгрия // Состояние и перспективы изучения искусства европейских социалистических стран. М., 1984;
  • О национальном в новой венгерской музыке // Народно-национальные истоки в музыке социалистических стран. Л., 1990;
  • статьи о венгерской музыке и венгерских композиторах, в том числе "Венгрии музыка", "Барток", "Дурко", "Кадоша", "Кодай" // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, 1991.


Литература

  • А.Иконников. Горьковская молодежь // Музыка России. Вып. 1. М., 1976;
  • И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан. Горький, 1985;
  • В.Сыров. Творческий отчет композиторов Верхней Волги // Информационный бюллетень Союза композиторов СССР, 3985. №6;
  • Санина Нина Викторовна // Советские композиторы и музыковеды. Т.З. 4.1. М., 1989;
  • Санина Нина Викторовна // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып.2. Нижний Новгород, 2000.
Т.Левая
Источник:
Композиторы и музыковеды Нижнего Новгорода / Нижегородская региональная организация Союза композиторов России, Гл.ред. В.Цендровский. – Н.Н., 2001. – 180 с.