Структура

Наверх
Санина Нина Викторовна

Нина Викторовна Санина родилась в Горьком в 1937 г. В 1961 году окончила историко-теоретический факультет Горьковской консерватории (класс В.М.Цендровского), одновременно посещая занятия в классе композиции А.А.Нестерова.

Спустя некоторое время Н.Санина стала студенткой композиторского факультета Ленинградской консерватории (класс О.А.Евлахова). Свое музыкальное образование она завершила в 1975 году, окончив заочную аспирантуру Ленинградской консерватории по двум специальностям - теории музыки и композиции (руководители Ю.Г.Кон и А.С.Леман) и ведя параллельно педагогическую работу в консерватории в Горьком.

В настоящее время Санина - профессор кафедры композиции и инструментовки Нижегородской консерватории, ведет курс полифонии.

Разносторонняя музыкальная образованность Нины Викторовны сказалась на характере ее деятельности. Композиторскую работу она успешно сочетает с музыковедческой. Ею защищена кандидатская диссертация, посвященная творчеству венгерского композитора Пала Кадоши, осуществлены публикации и доклады о новой венгерской музыке, в том числе ряд очерков в Музыкальном энциклопедическом словаре. За большой вклад в изучение музыкальной культуры Венгрии Санина в 1986 году награждена венгерским правительственным орденом.
Композиторская биография Н.В.Саниной началась в 60-е годы. За это время написаны сочинения разных музыкальных жанров: опера "Невский проспект" по Гоголю, симфоническая и камерно-инструментальная музыка, вокальные циклы, музыка к спектаклю "Аладдин и волшебная лампа" (в постановке Ленинградского студенческого театра кукол). Но все же центральное место принадлежит здесь произведениям для камерных составов. Камерный стиль высказывания, подчас объединенный с духом концертирования, особенно характерен для сочинений последующих лет.
В музыке Н.В.Саниной преобладает лирико-психологическая сфера. Композитору близка напряженно-конфликтная, иногда трагедийная образность, заостренность эмоциональных состояний. Трагедийное начало нередко выступает в сочетании с гражданской темой. Таковы мемориалы "Освенцим. Музеи", вокально-симфоническая поэма "Хатынь", монодрама "Живой факел". Эта черта говорит о следовании традициям Шостаковича. Созвучна Шостаковичу и тема перипетий творческой судьбы художника, затрагиваемая автором в ряде сочинений ("Сфинксы", Два монолога на стихи И.Эренбурга).
Шостакович оказал влияние как на духовное формирование Нины Викторовны, так и на ранний стиль ее музыки. В дальнейшем же дали знать о себе стилевые тенденции, характерные для более позднего поколения отечественных композиторов -поколения "шестидесятников". В произведениях Саниной можно встретить, например, элементы сонористики, алеаторики, додекафонии, четвертитоновой системы. Вместе с тем, технологический момент не является здесь самоцелью - особенно в таких сочинениях, как кантата-элегия "Песня мертвой птицы", где краски приглушены и музыкальная выразительность достигается минимумом звуковых штрихов.

Важно отметить также индивидуализированность композиторских замыслов Саниной, нелюбовь к готовым схемам, склонность к оригинальным жанровым решениям. Следует подчеркнуть тщательность письма, весомость и продуманность каждой детали текста; камерность и здесь выступает ведущим принципом творчества.

В разных жанровых сферах обнаруживаются разные грани стиля композитора. Крупные оркестровые произведения (Музыка для флейты и камерного оркестра, Виолончельный концерт) отличаются импровизационной свободой, импульсивностью становления формы, сквозной симфонизацией. Для инструментального стиля в целом характерно также чуткое внимание к тембру, персонификация тембровых красок. Особым вниманием автора пользуются, пожалуй, "баритональные" голоса виолончели и кларнета (предпочтение баритону отдается и среди вокальных голосов).
В сочинениях со словом композитор стремится к гибкой музыкальной декламации, к передаче в музыке всех нюансов литературного текста, подчас прозаического (таковы "Письма Панни" на слова М.Сепеш). Поэзия вокальных циклов Н.В.Саниной - это поэзия разных стран и народов. Греческие, японские, шведские, польские, румынские поэты привлекают композитора и как проводники высокогуманистических идей, и как выразители национального духа. Чувство национального колорита приводит композитора к интересным находкам в сфере ладовой выразительности (например, в монодраме "Живой факел" обобщенно претворены некоторые особенности вьетнамской народной музыки).
Творчество Н.В.Саниной находит признание не только в нашей стране, но и за ее пределами. Ряд ее произведений опубликован в России, они пользуются вниманием издательских иностранных фирм, исполняются зарубежными музыкантами (так, в Германии и Англии звучали Концертная сюита для виолончели и фортепиано и Соната-монолог для кларнета соло, в Италии -"Аvе Маriа").

Должность
Профессор кафедры композиции и инструментовки
Ученая степень
Кандидат искусствоведения
Ученое звание
Доцент по кафедре теории музыки
Награды
Знак "Почетный работник высшего профессионального образования РФ"
Преподаваемые дисциплины
Анализ музыкальных произведений, Жанр вокального ансамбля

Основные сочинения

Музыкально-театральные:

  • телевизионная опера "Невский проспект" (1970)


Для симфонического оркестра:

  • Поэма (1966)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1961)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1974)


Для струнного оркестра:

  • Концертино для фортепиано и оркестра (1965)


Для камерного оркестра:

  • Музыка для флейты и камерного оркестра (1967)


Вокально-оркестровые и хоровые:

  • кантата "Горизонты (1987)
  • вокально-симфоническая поэма "Хатынь" (1970)
  • монодрама "Живой факел" (1972)


Камерно-инструментальные:

  • Квартет для двух скрипок, альта и виолончели (1960);
  • пьесы для фортепиано;
  • Соната для альта и фортепиано (1965);
  • Соната для виолончели и фортепиано (1961);
  • Концертная сюита для виолончели и фортепиано (1968);
  • Соната-монолог для кларнета соло (1981)


Камерно-вокальные:

  • для голоса и инструментального ансамбля - "Освенцим. Музей" на слова М.Ковача (1967)
  • "Из дневника военных лет" на стихи С.Ливадитиса и П.Антеоса (1987)
  • кантата-элегия "Песня мертвой птицы" на слова П.Антеоса и
  • Н.Вреттакоса (1989)
  • Два монолога на стихи И.Эренбурга (1997)
  • для голоса и фортепиано - "Письма Панни" на слова М.Сеттеш (1962)
  • "Сфинксы" на собственные слова (1962)
  • "Волны Японии" на слова Сигэхару Накано (1965)
  • Три русские песни на собственные слова (1967)
  • "Голоса тишины" на стихи греческих поэтов (1968)
  • " Аvе Маriа " (1999) и др.


Музыка к спектаклю "Аладдин и волшебная лампа".

Основные музыковедческие труды

  • Музыка, пронизанная сердечностью и гуманизмом // Советская музыка, 1973. №8;
  • О воспитании современного ладо-интонационного слуха // Magуаr zene, 1976. №4;
  • Натуральные лады в произведениях П.Кадоши 30-40-х годов // Проблемы музыки XX века. Горький, 1977, на венгерском языке. Magуаr zene, 1978. №3;
  • Музыка Бартока в Горьком // Muzsika, 1981. №5;
  • Венгрия // Состояние и перспективы изучения искусства европейских социалистических стран. М., 1984;
  • О национальном в новой венгерской музыке // Народно-национальные истоки в музыке социалистических стран. Л., 1990;
  • статьи о венгерской музыке и венгерских композиторах, в том числе "Венгрии музыка", "Барток", "Дурко", "Кадоша", "Кодай" // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, 1991.


Литература

  • А.Иконников. Горьковская молодежь // Музыка России. Вып. 1. М., 1976;
  • И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан. Горький, 1985;
  • В.Сыров. Творческий отчет композиторов Верхней Волги // Информационный бюллетень Союза композиторов СССР, 3985. №6;
  • Санина Нина Викторовна // Советские композиторы и музыковеды. Т.З. 4.1. М., 1989;
  • Санина Нина Викторовна // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып.2. Нижний Новгород, 2000.
Т.Левая
Источник:
Композиторы и музыковеды Нижнего Новгорода / Нижегородская региональная организация Союза композиторов России, Гл.ред. В.Цендровский. – Н.Н., 2001. – 180 с.