Структура

Наверх
Шаховской Альберт Павлович
Композитор, доктор искусствоведения, профессор.

На формирование данных сфер деятельности первостепенное влияние в 1960-1970 гг. оказали петербургские педагоги И.Я Пустыльник, В.А. Фрумкин, К.С. Баласанян, Ф.С. Бронштейн и др. В эти же годы важную роль сыграло творческое общение с художественными коллективами Петербурга (Ленинграда), а также руководство вокальным ансамблем (1968-1976) и ВИА “Контрасты” (1970-1974). Закончил композиторский факультет Нижегородской консерватории (1976-1981). В процессе работы над кандидатской (1993) и докторской (1997) диссертациями плодотворным стало общение с докторами наук М.Г. Арановским, Е.В. Назайкинским, Э.Е. Алексеевым.

Композиторское творчество А.Шаховского основывается на эстетических позициях христианского направления в искусстве, у истоков которого стояли поэт-мыслитель Поль Клодель и гений мировой музыки композитор Оливье Мессиан. Автором выделены наиболее значимые сочинения (критерий – событие судьбы), составившие “Каталог музыкальных сочинений”, к каждому из которых написаны литературные эссе, включающие поэтические и прозаические тексты. По сути, музыкальные и литературные произведения представляют единое художественное пространство, выходящее за границы, очерчиваемые музыкой и поэзией. Научные интересы связаны с проблемами творчества, прежде всего – композиторского (см. список избранных научных работ). Работает на кафедре музыки, основная учебная дисциплина – полифония, является членом диссертационного совета консерватории.

Должность
профессор кафедры теории музыки
Ученое звание
Профессор по кафедре теории и истории музыки
Преподаваемые дисциплины
Гармония; Анализ музыкальных произведений; Полифония; Профессиональнаяи педагогическая подготовка; полифонический анализ; Музыкальная форма; Практическая гармония

Основные сочинения

КАТАЛОГ
музыкальных сочинений

I. MYSTERIUM CHRISTI

1. Nativitas Christi. Для чтеца, сопрано, смешанного хора и оркестра.
2. Prophetia Simeonis. Для чтеца и оркестра.
3. Baptisma apud Iordanem. Для чтеца, женского хора и оркестра.
4. Et venit vox de nube. Для чтеца, баритона, женского хора и оркестра.
5. Magnum mandatum Christi. Для чтеца, смешанного хора и оркестра.
6. Et cum facta esset hora. Для чтеца, мужского хора и оркестра.
7. Nox umbrae. Для оркестра.
8. Via crucis. Для чтеца, сопрано, смешанного хора и оркестра.
9. Surrexit. Для чтеца, смешанного хора и оркестра.
10. Apparitiones. Для чтеца, мужского хора и оркестра.
11. Ascendens Christus in altum. Для смешанного хора и оркестра.
12. Post tribulationem dierum illorum. Для чтеца, сопрано, смешанного хора и оркестра.

II. LITURGIA

13. Liturgia dolorosa. Для чтеца, сопрано, смешанного хора и оркестра.
14. Liturgia crystallum. Для чтеца, сопрано, мужского хора и оркестра. ,
15. Liturgia angelica. Для чтеца, тенора, женского хора и оркестра.
16. Liturgia tristitiam. Для чтеца, сопрано, женского хора и оркестра.
17. Liturgia universalis. Для двух чтецов, сопрано, тенора, баритона, смешанного хора и оркестра. На канонические католические тексты и стихи Э.Дикинсон.

III. ASCENSUM ANIMAE

18. Kyrie eleison. Для смешанного хора a cappella.
19. Agnus Dei. Для смешанного хора a cappella.
20. Hymnus eucharisticus. Для скрипки и смешанного хора.
21. Symbolum Apostolicum. Для чтеца, смешанного хора и оркестра.
22. Ascensus mentis in Deum. Для сопрано, смешанного хора и оркестра.

IY. VOX SPEI

23. Ave, Maria. Для сопрано и оркестра.
24. Ad Beata Virgo. Для сопрано и оркестра.
25. Ad Sanctus Trinitas. Для сопрано и оркестра.

Y. SIGNA DE CAELO

26. Homilia in orationem ad Mater Dei. Для гобоя, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.
27. Speravimus in Te. Для оркестра.
28. Psalmus Y. Для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано.
29. Motus animae. Для оркестра.

YI. IMPETUS CORDIS

30. Praedestinatorum. Для фортепиано.
31. Campanis salus. Для фортепиано.
32. Vince in bono malum. Для фортепиано.
33. Signum Spiritus Sancti. Для фортепиано.
34. Sacramentalia. Для фортепиано.
35. Cor contritum. Для фортепиано.

YII. TERRENIS

36. In articulo mortis. Для баритона и фортепиано.

ЭССЕ
к “Каталогу музыкальных сочинений”

1. Куда несу крест мой…
2. Небесное возвещение
3. Слово кроткого моления
4. Созидающее молчание
5. Вечное и преходящее
6. Умножается Христом
7. В лабиринтах НЕ-знаемого
8. Я сораспялся Христу
9. Глагол Мироздания
10. Душа на грани
11. И душа устремилась вослед…
12. Апокалипсический стих
13. К Небесному Царю шлю упования
14. Движущийся образ вечности
15. Грозен рык житейских волн
16. Небесные колокола звенят тревожно
17. Литургия СО-творения
18. Раскаянием сердце сокрушу
19. Свет очистительный прольётся
20. Небесное крещение
21. Мысль в заветный час творения
22. Введение во Храм
23. И был дан знак
24. Сакральный день
25. Свет молитвенного слова
26. Септинарий к Пречистой Матери
27. Моление свету
28. Я вдруг услышал песнь моей судьбы
29. В час моления
30. И был возложен крест
31. Засвечу свечу
32. Богом написанный закон
33. В свете тихом растворюсь
34. Шествие Часа в пустыне времен
35. Не будут розы брошены мне в гроб
36. Печальный ангел Сент-Женевьев-де-Буа

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

1. Ассоциации в системе музыкально-образного мышления. Нижний Новгород, 2014.
2. Ассоциативный ряд музыкального произведения. Нижний Новгород, 2014.
3. Фольклор в композиторском творчестве. Нижний Новгород, 2014.
4. Стимульная парадигма творческого процесса. Нижний Новгород, 2015
5. Творчество как процесс созидания личности. Нижний Новгород, 2015
6. Затекстовое пространство музыкального произведения. Уфа: 2015
7. Базовая структура музыкального восприятия. Тюмень: 2016
8. Логика взаимодействия познания и практики в творческом процессе композитора. Саранск: 2016.
9. “Композиция” как парадигма композиторского мышления в эпоху Возрождения. Пенза, 2016.
10. Процесс композиторского перевода “НЕ-музыкального” в “музыкальное”. Уфа, 2016.
11. Энергетическое поле творческого процесса композитора. Новосибирск. 2016.
12. Музыкально-образное мышление композитора: творческий аспект. Уфа, 2016.
13. Творчество как предчувствие. Стерлитамак, , 2016.
14. Вселенская проповедь Оливье Мессиана. Волгоград, 2017.
15. Этическое измерение творчества. Волгоград, 2017.
16. За строкой нотного текста. Волгоград, 2017.
17. Композиторское творчество как проявление свободного духа. Волгоград, 2017.
18. Тайна творческого процесса. Омск, 2017.
19. Энергетические импульсы творческого процесса. Омск, 2017.
20. Гештальтобраз в системе композиторского мышления. Москва, 2017.
21. Событие судьбы как творческий акт. Петербург, 2017.