Структура

Наверх
Сыров Валерий Николаевич

В 1971 году окончил историко-теоретический факультет Горьковской консерватории по классу В.М.Цендровского, позже — аспирантуру под его же руководством. В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию «Симфоническое творчество Бориса Тищенко», а в 1998 году — докторскую диссертацию «Стилевые метаморфозы рока или путь к “третьей” музыке», в обновленном и расширенном виде монография выдержала три издания.

Имеет более ста научных публикаций, увидевших свет в центральных и региональных научных сборниках, журналах «Советская музыка», «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», в современных электронных изданиях. Среди них — статьи о Б.Тищенко, Д.Шостаковиче, С.Рахманинове, о композиторском стиле, о творчестве Веаtles, истории гармонии и негритянском блюзе. Активный участник международных и российских научно-теоретических конференций по вопросам музыкального искусства (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Саратов, Астрахань, Воронеж, Самара, Пенза и др.).

На композиторско-музыковедческом факультете ведет профилирующие дисциплины, руководит подготовкой дипломных работ и диссертаций музыковедов. Класс по специальности окончили около 70 выпускников. Многие из них сегодня — кандидаты наук, педагоги вузов, музыкальных училищ и школ, музыкальные журналисты, лекторы филармоний и деятели шоу-бизнеса. Некоторые из них работают в родных стенах Нижегородской консерватории.

Интерес к различным жанровым областям музыки определяет широкий тематический профиль музыковедческой деятельности В.Н.Сырова. Его привлекают проблемы современной отечественной музыки, он стал одним из первых в нашей стране исследователей и популяризаторов творчества Бориса Тищенко, опубликовав работы, получившие высокую оценку коллег. Другое направление — проблема стиля, она рассматривается в трудах автора, как в типологическом, так и языковом аспектах. Обращается он и к творчеству композиторов-нижегородцев, выступая в местной и центральной прессе.

С педагогической деятельностью связано внимание В.Н.Сырова к вопросам гармонии, в частности, к истории гармонии. Автор спецкурса для студентов-музыковедов, он развивает типологический стилевой подход к изучению и интерпретации гармонических явлений. Как руководитель кафедры теории музыки и ее ведущий педагог участвует в организации и проведении ежегодной Всероссийской музыковедческой олимпиады музыкальных училищ. Поддерживает контакты с теоретическими отделениями Нижегородского, Арзамасского, Дзержинского, Владимирского, Пензенского и Ярославского училищ, где выступает с лекциями и мастер-классами.

Важная область профессиональных интересов В.Н.Сырова — современные проявления «третьего пласта», взаимодействие массовых жанров с музыкой академической традиции. Он работает в этой области и как исследователь-ученый (один из немногих в нашей стране), опубликовавший ряд трудов о джазе, арт-роке, негритянском блюзе, и как педагог, который создал и внедрил в учебный процесс спецкурсы «Массовые музыкальные жанры», «Массовая музыкальная культура», руководил подготовкой целого ряда дипломных работ по этой тематике, и как практик, который много лет курирует джазовую и роковую деятельность в Нижнем Новгороде, возглавляет жюри джаз- и рок-фестивалей, консультирует самодеятельные коллективы, является членом Российской Ассоциации джазовых журналистов.

В педагогической работе В.Н.Сыров стремится привить своим ученикам целостный взгляд на музыкальное искусство как на неразделимое единство и диалог разных жанров и направлений. И это получает свою плодотворную реализацию в творческих проектах разных лет: он читает авторские курсы «Музыка XX века» на факультете дополнительного образования Нижегородской консерватории, лекции о джазе и роке на эстрадном отделении музыкального училища, на переводческом факультете Нижегородского лингвистического университета и в других вузах Нижнего Новгорода. Ученики В.Н.Сырова регулярно становятся победителями и призерами престижных конкурсов музыковедческих работ. В разные годы на Всероссийском конкурсе в РАМ имени Гнесиных победителями и лауреатами становились: Светлана Магон, Елена Зеленцова, Ольга Слынько.

Сыров Валерий Николаевич
Должность
Научный сотрудник кафедры теории музыки
Ученая степень
Доктор искусствоведения
Ученое звание
Профессор по кафедре теории музыки
Почетное звание
Заслуженный деятель искусств РСФСР
Преподаваемые дисциплины
гармония, массовая музыкальная культура, слуховой анализ, специальность

Основные сочинения

Научные публикации В.Н.Сырова

Около 100 публикаций в научных журналах (в том числе ВАКовских), сборниках и монографиях. 340 ссылок в системе РИНЦ.

Среди наиболее важных работ:
Книги и учебные пособия:
  • Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке. Нижний Новгород, 1997. – 210 с.
  • Стилевые метаморфозы рока. Обновленное и расширенное издание. «Композитор», СПБ, 2008. – 312 с.
  • Стилевые метаморфозы рока. Учебное пособие. Издание третье, дополненное. СПб «Планета музыки».. – 296 с.:ил.- (Учебники ддля вузов. Специальная литература).
  • Гармония Бетховена на фоне венского классицизма. Н.Новгород, Нижегородская гос. консерватория (академия) им. М.И.Глинки, 2003, 54 с.
  • Мелодии для гармонизации и музыкальные диктанты. Учебное пособие. Н.Новгород, 2008. - 44 с.
  • Музыка «третьего пласта» в жанрово-стилевых диалогах. СПб «Планета музыки», 2020. – 288 с. (Учебники для вузов. Специальная литература).

Статьи:
  • Борис Тищенко и его симфонии // Композиторы союзных республик. Вып.1. М., 1976. С. 3-47.
  • О стиле Бориса Тищенко // Проблемы музыки ХХ века. Горький, 1977. С. 158-178.
  • Стиль композитора в связи с идейной концепцией творчества // Советская музыка 70-80х годов. Стиль и стилевые диалоги. ГМПИ, вып. 82. Москва, 1985. С. 123-143.
  • Борис Тищенко. Эскиз к портрету // Музыкальная жизнь. 1989, № 5.
  • Типологические аспекты композиторского стиля // Стилевые искания в музыке 60-70-х. Ростов-на-Дону, 1995. С. 53-70.
  • Негритянский блюз и ладовое мышление рока // Музыкальная академия. 1996, № 3-4 С. 153-157.
  • Музыка Beatles и расширение жанрово-стилевой системы рока // Музыка быта в прошлом и настоящем. Ростов-на-Дону, 1996. С. 197-211.
  • Рок и проблемы культурно-стилевой интеграции // Искусство ХХ века. Уходящая эпоха? Т. 2, Н.Новгород, 1997. С. 101-118.
  • Рок-музыка: на пути к обогащению инструментальных и тембровых ресурсов // Вопросы инструментоведения. Вып. 3. РИИИ, С.-П., 1997, С. 154.
  • Рок и классическая музыка // Музыкальная академия, 1997, №2.
  • Музыкальный шедевр в изменяющемся мире. Диалог или потребление // Искусство ХХ века. Диалог эпох и поколений. Т.2, Н.Новгород. 1999. С. 205-221.
  • Джаз на рубеже столетий // Искусство на рубежах столетий. Ростов-на-Дону. 1999. С. 401-418.
  • Шостакович и музыка быта. Размышления об открытости стиля // Шостакович: между мгновением и вечностью (документы, материалы, статьи), СПб. «Композитор», 2000 (1,5 п.л.).
  • Европейский контекст в джазе // «Свое» и «чужое» в европейской культурной традиции. Нижний Новгород, 2000. С. 340-346
  • Парадоксальные миры Джона Леннона // Искусство ХХ века: Парадоксы смеховой культуры. Нижний Новгород, 2001. С. 186-197.
  • Умер ли джаз. «Полный джаз» / http://www.jazz.ru/mag/99
  • В поисках «корней» блюза. «Полный джаз» / http://www.jazz.ru/mag/107.
  • Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий) // Искусство ХХ века: Элита и массы. Н.Новгород, 2004. С. 280-289.
  • Внутренняя музыка. Эскиз к построению концепции // В.М.Цендровский: Музыкант. Ученый. Педагог. К 80-летию со дня рождения. Приветствия, статьи, материалы. Н.Новгород, 2004. С. 100-119.
  • Музыкальное любительство сегодня // Любительство в художественной культуре: история и современность. Ученые записки ИУБиП. Ростов-на-Дону, 2005. С. 66-71.
  • Старые и новые реалии массовой культуры // История отечественной музыки второй половины ХХ века. Учебник. Композитор, СПб, 2005. С. 514-540.
  • Борис Тищенко. // История отечественной музыки второй половины ХХ века. Учебник. Композитор, СПб, 2005. С. 139-156.
  • Об одной антиномии рок-культуры // Гармония и дисгармония в искусстве. Нижний Новгород, 2007. С. 208-217.
  • Испанские мотивы в музыке Шостаковича (из опыта слухового общения) // Творчество Д.Д.Шостаковича в контексте мирового художественного пространства. Астрахань, 2007. С. 131-138.
  • Гармония Дунаевского: к вопросу о трансформации песенного стереотипа // Отечественная музыка от Глинки до постмодерна. Н.Новгород, 2007. С.145-160.
  • Джаз и европейская традиция //Проблемы музыкальной науки 2007, №1. С. 159-167.
  • Психология музыкального шедевра и шлягера // «Музыкальная психология и психотерапия». М., 2008. С. 89-99.
  • От развлечения - к искусству или новые коммуникативные контексты рока // Развлечение и искусство. ГИИ, Москва, 2008. С. 470-482.
  • Бах в музыке «третьего» пласта» // Бах в современной культуре Запада и Востока. Н.Новгород, 2008. С.152-157.
  • О многообразии «музыкально-творческих видов» // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире. Саратов, 2009. СС. 298-302.
  • Рифф как элемент музыкальной структуры // Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках. Нижний Новгород, 2011. СС.499-504.
  • Джаз как искусство // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород, 2012, №1 (22). С. 51-55.
  • Чайковский и Моцарт: по следам одной параллели // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород, 2012, №3 (24). С. 28-31.
  • Испанские реминисценции в музыке Рахманинова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород, 2012, №3 (24). С. 31-34.
  • Категория музыкального произведения в джазе // Современный джаз в музыкальной культуре. СПб, «Композитор», 2013. С. 20-27.
  • «Испанский» интертекст в русской музыке ХХ века // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. Москва, 2014. С. 536-548.
  • Британский рок как национальное явление // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. Москва, 2014, №3 (14). С. 62-71.
  • К изучению истоков джазового свинга // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. Москва, 2015. С.481-491.
  • Историографические аспекты джаза // Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре. Краснодар, 2016. – С.50-55.
  • Современный джаз как стилевой феномен // Музыка. Искусство, наука, практика / №2 (14). Казань 2016 С. 41 – 47.
  • Лейтмотив Шемаханской царицы как интонационный архетип // Музыка в диалоге культур и цивилизаций. Н.Новгород. 2017. С.25-33.
  • Коммуникативно-стилевые аспекты арт-рока//Проблемы музыкальной науки. 2017, №2. С.27-34.
  • Массовая музыка наших дней: к вопросу идентификации//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2017, №1. С.54-59.
  • Арт-рок в зеркале стилевых диалогов//Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Москва. Институт им. А.Г.Шнитке. 2017.
  • Рок как искусство // Диалектика классического и современного в музыке. – Нижний Новгород, 2018
  • Испанский «след» в музыке Шостаковича // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2018, №4 сс. 21–27.
  • Понятийно-терминологические аспекты рока // Художественная культура. 2019 №2. ГИИ, Москва. СС 146-157. 
  • Рок как культура антиномичная//Музыка и музыковедение: Диалоги со временем. Ростов- на-Дону. – 2019, сс.141-150.
  • К проблеме построения терминологической системы рока // Рок-музыка в контексте современной культуры. ИП Галин А.В, Москва. ГИИ, 2020. – сс. 14 – 20.
  • Тембровый инструментарий рока в динамике становления»/ Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар: Изд-во КГИК, 2020,  сс.114-121
  • Статья «Spanish Flavour in Shostakovich’s Music»// журнал «DEsCH» - jan.- 2020, №52. pp.14-17. Paris.
  • Эволюционно-стилевые контексты джаза // Актуальные проблемы музыкального образования. Н.Новгород. 2020, №4(58). СС. 3-9
Публикации в Интернете: