Структура

Наверх
Сыров Валерий Николаевич
Родился в 1947 году в г. Чапаевске Куйбышевской области.
В 1971 году окончил историко-теоретический факультет Горьковской консерватории по классу В.М.Цендровского, позже - аспирантуру под его же руководством.
Защитил кандидатскую диссертацию по теме "Симфоническое творчество Б.Тищенко", а в 1998 году - докторскую диссертацию "Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке".

Имеет в своем портфеле около 40 научных работ, увидевших свет в центральных и региональных научных сборниках, журналах "Советская музыка", "Музыкальная академия", "Музыкальная жизнь", а также в современных электронных изданиях. Среди них - статьи о Б.Тищенко и Д.Шостаковиче, о композиторском стиле и творчестве "Веаtles", истории гармонии и негритянском блюзе. Активный и заинтересованный участник международных и российских научно-теоретических конференций по вопросам музыкального искусства (Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Пенза, Набережные Челны).

На композиторско-музыковедческом факультете ведет профилирующие дисциплины, руководит подготовкой дипломных работ и диссертаций музыковедов. Класс по специальности окончили 35 человек.
Интерес к разным жанровым областям музыки определяет широкий тематический профиль музыковедческих работ В.Н.Сырова. Его привлекают проблемы современной отечественной музыки, он стал одним из первых в нашей стране исследователей и популяризаторов творчества Бориса Тищенко, опубликовав работы, получившие высокую оценку научной общественности. Другое направление - проблема стиля, она рассматривается в трудах В.Н.Сырова как в типологическом, так и языковом аспектах. Обращается он и к творчеству композиторов-нижегородцев, выступая в местной и центральной прессе.

С педагогической деятельностью связано внимание В.Н.Сырова к вопросам гармонии, в частности, к истории гармонии. Автор спецкурса для студентов-музыковедов, он разрабатывает типологический стилевой подход к изучению и интерпретации гармонических явлений. Как ведущий педагог кафедры участвует в организации и проведении музыковедческих олимпиад музыкальных училищ Верхневолжского региона. Поддерживает контакты с теоретическими отделениями Нижегородского, Арзамасского, Дзержинского, Владимирского, Пензенского и Ярославского училищ, выступает там с лекциями и методическими сообщениями.

Важная область профессиональных интересов В.Н.Сырова - современные явления "третьего пласта", взаимодействие массовых жанров с музыкой академической традиции. Он работает в этой области и как исследователь-ученый (один из немногих в нашей стране), опубликовавший ряд трудов о джазе, арт-роке, негритянском блюзе, и как педагог, который создал и внедрил в учебный процесс спецкурс "Массовые музыкальные жанры", руководил подготовкой целого ряда дипломных работ по соответствующей тематике, и как практик, который много лет курирует джазовую и роковую деятельность в нашем городе, возглавляет жюри джаз- и рок-фестивалей, консультирует самодеятельные коллективы, является членом Российской Ассоциации джазовых журналистов, входит в Совет по эстраде при областном департаменте культуры, выступает с публичными лекциями перед молодежной аудиторией.

В педагогической деятельности В.Н.Сыров стремится привить своим ученикам целостный взгляд на музыкальное искусство как на неразделимое единство и диалог разных жанров и направлений. И это получает свою плодотворную реализацию в творческих проектах последних лет: он читает авторские курсы "Музыка XX века" на факультете дополнительного образования Нижегородской консерватории, лекции о джазе и роке на эстрадном отделении музыкального училища, на переводческом факультете Нижегородского лингвистического университета и в других вузах Нижнего Новгорода.

Должность
заведующий кафедрой теории музыки, профессор
Ученое звание
профессор
Преподаваемые дисциплины
Массовая музыкальная культура; Гармония.

Основные сочинения

Книги:

  • Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке. Нижний Новгород, 1997.

Статьи:
  • О национальном в творчестве Б.Тищенко // Вопросы музыкальной теории и педагогики. Горький, 1975;
  • Борис Тищенко и его симфонии // Композиторы союзных республик. Вып. 3. М., 1976;
  • О стиле Б.Тищенко // Проблемы музыки XX века. Горький, 1977;
  • Осмысливая итоги // Советская музыка, 1981. №12;
  • Творческий отчет композиторов Верхней Волги // Информационный бюллетень Союза композиторов СССР. 1985, №6;
  • Стиль композитора в связи с идейной концепцией творчества // Советская музыка 70-80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. М., 1986;
  • Б.Тищенко. Эскиз к портрету // Музыкальная жизнь, 1989, №5; Формирование тонально-гармонической системы в западноевропейской музыке. Лекции по истории гармонии. Горький, 1989;
  • Типологические аспекты композиторского стиля // Стилевые искания в музыке 60-70-х. Ростов-на-Дону, 1995;
  • Негритянский блюз и ладовое мышление рока // Музыкальная академия. 1996. № 3-4;
  • Музыка "Beatles" и расширение жанрово-стилевой системы рока // Музыка быта в прошлом и настоящем. Ростов-на-Дону, 1997;
  • Рок и классическая музыка// Музыкальная академия. 1997. №2;
  • Музыкальный шедевр в изменяющемся мире // Искусство XX века. Диалог эпох и поколений. Н.Новгород. 1999;
  • Джаз на рубеже столетий // Искусство на рубежах столетий. Ростов-на-Дону. 1999;
  • Шостакович и музыка быта. Размышления об открытости стиля // Шостакович: между мгновением и вечностью (документы, материалы, статьи). СПб., 2000;
  • Европейский контекст в джазе // "Свое" и "чужое" в европейской культурной традиции. Н.Новгород, 2000;
  • Парадоксальные миры Джона Леннона // Искусство XX века: Парадоксы смеховой культуры. Н.Новгород. 2001.

Публикации в Интернете:
Источник: Композиторы и музыковеды Нижнего Новгорода / Нижегородская региональная организация Союза композиторов России, Гл.ред. В.Цендровский. – Н.Н., 2001. – 180 с.