Структура

Наверх
Сыров Валерий Николаевич
Ученая степень - доктор искусствоведения.

Родился в 1947 году в г. Чапаевске Куйбышевской области. В 1971 году окончил историко-теоретический факультет Горьковской консерватории по классу В.М.Цендровского, позже - аспирантуру под его же руководством. В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию "Симфоническое творчество Бориса Тищенко", а в 1998 году - докторскую диссертацию "Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке", в обновленном и расширенном виде монография выдержала три издания.

Имеет в своем портфеле около ста научных публикаций, увидевших свет в центральных и региональных научных сборниках, журналах "Советская музыка", "Музыкальная академия", "Музыкальная жизнь", в современных электронных изданиях. Среди них - статьи о Б.Тищенко, Д.Шостаковиче, С.Рахманинове, о композиторском стиле, о творчестве Веаtles, истории гармонии и негритянском блюзе. Активный участник международных и российских научно-теоретических конференций по вопросам музыкального искусства (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Саратов, Астрахань, Воронеж, Самара, Пенза и др.).

На композиторско-музыковедческом факультете ведет профилирующие дисциплины, руководит подготовкой дипломных работ и диссертаций музыковедов. Класс по специальности окончили около 60 выпускников. Многие из них сегодня – кандидаты наук, педагоги вузов, музыкальных училищ и школ, музыкальные журналисты, лекторы филармоний и деятели шоу-бизнеса.

Интерес к различным жанровым областям музыки определяет широкий тематический профиль музыковедческой деятельности В.Н.Сырова. Его привлекают проблемы современной отечественной музыки, и он стал одним из первых в нашей стране исследователей и популяризаторов творчества Бориса Тищенко, опубликовав работы, получившие высокую оценку коллег. Другое направление - проблема стиля, она рассматривается в трудах автора как в типологическом, так и языковом аспектах. Обращается он и к творчеству композиторов-нижегородцев, выступая в местной и центральной прессе.

С педагогической деятельностью связано внимание В.Н.Сырова к вопросам гармонии, в частности, к истории гармонии. Автор спецкурса для студентов-музыковедов, он развивает типологический стилевой подход к изучению и интерпретации гармонических явлений. Как руководитель кафедры теории музыки и ее ведущий педагог участвует в организации и проведении ежегодной Всероссийской музыковедческой олимпиады музыкальных училищ. Поддерживает контакты с теоретическими отделениями Нижегородского, Арзамасского, Дзержинского, Владимирского, Пензенского и Ярославского училищ, выступает там с лекциями и мастер-классами.

Важная область профессиональных интересов В.Н.Сырова - современные проявления "третьего пласта", взаимодействие массовых жанров с музыкой академической традиции. Он работает в этой области и как исследователь-ученый (один из немногих в нашей стране), опубликовавший ряд трудов о джазе, арт-роке, негритянском блюзе, и как педагог, который создал и внедрил в учебный процесс спецкурсы "Массовые музыкальные жанры", «Массовая музыкальная культура», руководил подготовкой целого ряда дипломных работ по этой тематике, и как практик, который много лет курирует джазовую и роковую деятельность в Нижнем Новгороде, возглавляет жюри джаз- и рок-фестивалей, консультирует самодеятельные коллективы, является членом Российской Ассоциации джазовых журналистов.

В педагогической работе В.Н.Сыров стремится привить своим ученикам целостный взгляд на музыкальное искусство как на неразделимое единство и диалог разных жанров и направлений. И это получает свою плодотворную реализацию в творческих проектах разных лет: он читает авторские курсы "Музыка XX века" на факультете дополнительного образования Нижегородской консерватории, лекции о джазе и роке на эстрадном отделении музыкального училища, на переводческом факультете Нижегородского лингвистического университета и в других вузах Нижнего Новгорода. Ученики В.Н.Сырова регулярно становятся победителями и призерами престижных конкурсов музыковедческих работ. В разные годы на Всероссийском конкурсе в РАМ им. Гнесиных победителями и лауреатами становились: Светлана Магон, Елена Зеленцова, Ольга Слынько.
Должность
заведующий кафедрой теории музыки, профессор
Ученое звание
профессор
Преподаваемые дисциплины
Массовая музыкальная культура; Гармония.

Основные сочинения

Научные публикации В.Н.Сырова

Около 100 публикаций в научных журналах (в том числе ВАКовских), сборниках и монографиях. 174 ссылки в системе РИНЦ.

Среди наиболее важных работ:
Книги и учебные пособия:
  • Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке. Нижний Новгород, 1997. – 210 с.
  • Стилевые метаморфозы рока. Обновленное и расширенное издание. «Композитор», СПБ, 2008. – 312 с.
  • Стилевые метаморфозы рока. Учебное пособие. Издание третье, дополненное. СПб «Планета музыки».. – 296 с.:ил.- (Учебники ддля вузов. Специальная литература).
  • Гармония Бетховена на фоне венского классицизма. Н.Новгород, Нижегородская гос. консерватория (академия) им. М.И.Глинки, 2003, 54 с.
  • Мелодии для гармонизации и музыкальные диктанты. Учебное пособие. Н.Новгород, 2008. - 44 с.
Статьи:
  • Борис Тищенко и его симфонии // Композиторы союзных республик. Вып.1. М., 1976. С. 3-47.
  • О стиле Бориса Тищенко // Проблемы музыки ХХ века. Горький, 1977. С. 158-178.
  • Стиль композитора в связи с идейной концепцией творчества // Советская музыка 70-80х годов. Стиль и стилевые диалоги. ГМПИ, вып. 82. Москва, 1985. С. 123-143.
  • Борис Тищенко. Эскиз к портрету // Музыкальная жизнь. 1989, № 5.
  • Типологические аспекты композиторского стиля // Стилевые искания в музыке 60-70-х. Ростов-на-Дону, 1995. С. 53-70.
  • Негритянский блюз и ладовое мышление рока // Музыкальная академия. 1996, № 3-4 С. 153-157.
  • Музыка Beatles и расширение жанрово-стилевой системы рока // Музыка быта в прошлом и настоящем. Ростов-на-Дону, 1996. С. 197-211.
  • Рок и проблемы культурно-стилевой интеграции // Искусство ХХ века. Уходящая эпоха? Т. 2, Н.Новгород, 1997. С. 101-118.
  • Рок-музыка: на пути к обогащению инструментальных и тембровых ресурсов // Вопросы инструментоведения. Вып. 3. РИИИ, С.-П., 1997, С. 154.
  • Рок и классическая музыка // Музыкальная академия, 1997, №2.
  • Музыкальный шедевр в изменяющемся мире. Диалог или потребление // Искусство ХХ века. Диалог эпох и поколений. Т.2, Н.Новгород. 1999. С. 205-221.
  • Джаз на рубеже столетий // Искусство на рубежах столетий. Ростов-на-Дону. 1999. С. 401-418.
  • Шостакович и музыка быта. Размышления об открытости стиля // Шостакович: между мгновением и вечностью (документы, материалы, статьи), СПб. «Композитор», 2000 (1,5 п.л.).
  • Европейский контекст в джазе // «Свое» и «чужое» в европейской культурной традиции. Нижний Новгород, 2000. С. 340-346
  • Парадоксальные миры Джона Леннона // Искусство ХХ века: Парадоксы смеховой культуры. Нижний Новгород, 2001. С. 186-197.
  • Умер ли джаз. «Полный джаз» / http://www.jazz.ru/mag/99
  • В поисках «корней» блюза. «Полный джаз» / http://www.jazz.ru/mag/107.
  • Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий) // Искусство ХХ века: Элита и массы. Н.Новгород, 2004. С. 280-289.
  • Внутренняя музыка. Эскиз к построению концепции // В.М.Цендровский: Музыкант. Ученый. Педагог. К 80-летию со дня рождения. Приветствия, статьи, материалы. Н.Новгород, 2004. С. 100-119.
  • Музыкальное любительство сегодня // Любительство в художественной культуре: история и современность. Ученые записки ИУБиП. Ростов-на-Дону, 2005. С. 66-71.
  • Старые и новые реалии массовой культуры // История отечественной музыки второй половины ХХ века. Учебник. Композитор, СПб, 2005. С. 514-540.
  • Борис Тищенко. // История отечественной музыки второй половины ХХ века. Учебник. Композитор, СПб, 2005. С. 139-156.
  • Об одной антиномии рок-культуры // Гармония и дисгармония в искусстве. Нижний Новгород, 2007. С. 208-217.
  • Испанские мотивы в музыке Шостаковича (из опыта слухового общения) // Творчество Д.Д.Шостаковича в контексте мирового художественного пространства. Астрахань, 2007. С. 131-138.
  • Гармония Дунаевского: к вопросу о трансформации песенного стереотипа // Отечественная музыка от Глинки до постмодерна. Н.Новгород, 2007. С.145-160.
  • Джаз и европейская традиция //Проблемы музыкальной науки 2007, №1. С. 159-167.
  • Психология музыкального шедевра и шлягера // «Музыкальная психология и психотерапия». М., 2008. С. 89-99.
  • От развлечения - к искусству или новые коммуникативные контексты рока // Развлечение и искусство. ГИИ, Москва, 2008. С. 470-482.
  • Бах в музыке «третьего» пласта» // Бах в современной культуре Запада и Востока. Н.Новгород, 2008. С.152-157.
  • О многообразии «музыкально-творческих видов» // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире. Саратов, 2009. СС. 298-302.
  • Рифф как элемент музыкальной структуры // Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках. Нижний Новгород, 2011. СС.499-504.
  • Джаз как искусство // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород, 2012, №1 (22). С. 51-55.
  • Чайковский и Моцарт: по следам одной параллели // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород, 2012, №3 (24). С. 28-31.
  • Испанские реминисценции в музыке Рахманинова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород, 2012, №3 (24). С. 31-34.
  • Категория музыкального произведения в джазе // Современный джаз в музыкальной культуре. СПб, «Композитор», 2013. С. 20-27.
  • «Испанский» интертекст в русской музыке ХХ века // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. Москва, 2014. С. 536-548.
  • Британский рок как национальное явление // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. Москва, 2014, №3 (14). С. 62-71.
  • К изучению истоков джазового свинга // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. Москва, 2015. С.481-491.
  • Историографические аспекты джаза // Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре. Краснодар, 2016. – С.50-55.
  • Современный джаз как стилевой феномен // Музыка. Искусство, наука, практика / №2 (14). Казань 2016 С. 41 – 47.
  • Лейтмотив Шемаханской царицы как интонационный архетип // Музыка в диалоге культур и цивилизаций. Н.Новгород. 2017. С.25-33.
  • Коммуникативно-стилевые аспекты арт-рока//Проблемы музыкальной науки. 2017, №2. С.27-34.
  • Массовая музыка наших дней: к вопросу идентификации//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2017, №1. С.54-59.
  • Арт-рок в зеркале стилевых диалогов//Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Москва. Институт им. А.Г.Шнитке. 2017.
Публикации в Интернете: