Структура

Наверх
Векслер Юлия Сергеевна
Юлия Сергеевна Векслер в 1994 году окончила композиторско-музыковедческий факультет Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки (класс В.М.Фёдорова), в 1997 – аспирантуру этой же консерватории у С.И. Савенко. Уже в студенческие годы определились научные интересы Ю.Векслер – это творчество Альбана Берга, которому были посвящены две курсовые и дипломная работа. Последняя дала импульс диссертации на тему «Символика в музыке Альбана Берга» (защищена в 1998 году).
В процессе подготовки диссертации, а также в последующие годы Ю.Векслер неоднократно стажировалась за рубежом при поддержке Фонда Альбана Берга (Alban Berg Stiftung), Германской службы академических обменов (DAAD), Австрийской службы академических обменов (?AD). Благодаря этим стажировкам была получена счастливая возможность работать с архивом Альбана Берга и другими ценнейшими неопубликованными материалами в венской квартире-мемориале композитора, в музыкальном собрании Австрийской национальной библиотеки, в Городской и земельной библиотеке Вены. Не меньшее значение имело и общение с немецкими и австрийскими коллегами-музыковедами Р.Буш, Г.Данузером, Р.Штефаном, Т.Эртельтом, Х.Вебером.
Результаты стажировок отразились в большом количестве публикаций о нововенской школе, посвященных проблемам музыкальной текстологии и творческого процесса, теории интерпретации, культурному контексту, эпистолярному наследию А.Шенберга и А.Берга. Важнейшей среди них стала монография «Альбан Берг и его время: опыт документальной биографии» (СПб., «Композитор», 2009), в которой собран большой круг не опубликованных на русском языке материалов об Альбане Берге (письма, дневники, воспоминания современников, рецензии и наброски), воссоздается культурная атмосфера Вены рубежа XIX–XX веков, эпохи Первой мировой войны, 1920-х–1930-х годов, впервые освещаются некоторые важные стороны деятельности и взглядов композиторов нововенской школы, а также обстоятельства смерти Берга и судьба его наследия.
Ю.Векслер неоднократно выступала с докладами на научных конференциях в разных городах России (в том числе на конференциях «Слово и музыка» памяти А.В.Михайлова, «Оркестр. Инструменты. Партитура», юбилейных конференциях И.А.Барсовой в Московской консерватории), является постоянной участницей проекта «Искусство ХХ века», который проходит в Нижегородской консерватории начиная с 1996 г.
Преподавательская деятельность Ю.С. Векслер в Нижегородской консерватории началась в 2000 году. Ею были разработаны авторские курсы «Новая венская школа в контексте австро-германской музыкальной культуры» и «Новые методы музыкознания», позднее в круг преподаваемых дисциплин вошли семинары по современной музыке, история музыкальной теории, история зарубежной музыки.
За годы руководства специальным классом Ю.Векслер подготовила 7 дипломников, а также двух кандидатов искусствоведения. Интересы её студентов и аспирантов широки и разнообразны (А.Берг, А.Шёнберг, К.Дебюсси, М.Регер, К.Орф, И. Стравинский, Х.Эйслер А.Пярт, А.Шнитке, Д.Кейдж, Д.Куртаг, В.Рим, Ю.Фалик), работы многих из них отмечены дипломами и премиями на всероссийских конкурсах студенческих работ, а также опубликованы в специальных музыковедческих изданиях.
Ю.С. Векслер постоянно оказывает методическую помощь музыкальным училищам, в частности, регулярно выступает с лекциями о музыке ХХ века во Владимирском областном колледже искусств. Является членом диссертационного совета Нижегородской консерватории.

Должность
профессор кафедры истории музыки
Ученое звание
профессор по кафедре истории музыки
Преподаваемые дисциплины
Специальность; Музыкально-теоретические системы; История зарубежной музыки; Методология музыковедческого исследования

Основные сочинения

Книги:
  • Альбан Берг и его время. Опыт документальной биографии. СПб., 2009. 45, 5 п.л.
Статьи:
  • За гранью музыкального (размышления о символике в музыке Альбана Берга)// Музыкальная академия. 1997. № 2.
  • Апокалипсис духа: о библейской символике в опере «Воццек» Альбана Берга //Музыкальная академия. 1997. № 3.
  • Мир композитора Альбана Берга: между иллюзией и реальностью //Искусство ХХ века: конец эпохи? Т. 1. Нижний Новгород. 1997.
  • Неисправимый романтик ХХ столетия: романтические традиции в музыке Альбана Берга // Романтический музыкальный мир: от прошлого к будущему». Ростов-на-Дону. 1998.
  • Берг и Шёнберг: драма художнической дружбы// Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений». Нижний Новгород 1999.
  • От «Воццека» к «Лулу»: об оперных замыслах Альбана Берга // Музыкальная академия. 1999 № 3.
  • Свое и чужое в музыкальной автобиографии Альбана Берга // Свое и чужое в европейской культурной традиции // Нижний Новгород. 1999.
  • Arnold Sch?nberg: Gestern, heute, morgen // ?sterreichische Musikzeitschrift. 2000. № 4.
  • «Die drei W»: Zu einem Opernplan Alban Bergs //Jahrbuch 2000 des Staatlichen Instituts f?r Musikforschung PK. Berlin 2000
  • Новая музыка и карнавал: Журнал “Abbruch” (Вена 1924-1925) // Искусство ХХ столетия: парадоксы смеховой культуры. Нижний Новгород. 2001.
  • «Лестница Иакова» Арнольда Шёнберга: на пути к «музыке будущего» //Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра. Москва. 2002.
  • Оперные планы Альбана Берга // Слово и музыка. Сб. ст.. Москва. 2002.
  • Альбан Берг и его кумиры // Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. Москва. 2002.
  • Адорно и Берг: страницы переписки //Музыкальная академия. 2003. № 1-2.
  • От «провального успеха» к «публичному одиночеству». Новая музыка в Вене в начале ХХ столетия // Искусство ХХ века: элита и массы. Нижний Новгород. 2004.
  • Музыкальная проза между апологией и экзегезой, или «Почему музыка Шёнберга воспринимается с таким трудом» // Владимир Михайлович Цендровский. Музыкант. Педагог. Ученый. К 80-летию со дня рождения. Приветствия. Статьи. Материалы. Нижний Новгород. 2004.
  • Берг и Шёнберг. Страницы переписки // Музыкальная академия. 2004. № 2-3
  • «Лулу» Альбана Берга. Проблема завершения как исторический феномен.// Музыка эпохи Кафки. Нижний Новгород. 2005.
  • Музыка Берга в диалоге научных парадигм // Гармония и дисгармония в искусстве. Нижний Новгород. 2007.
  • Слово в творческом процессе Альбана Берга // Слово и музыка. Сб. ст.. М., 2008.
  • Зома Моргенштерн. Альбан Берг и его кумиры. Главы из книги // Музыкальная академия. 2006. № 2, 4.
  • «Против своей и вашей воли он здесь, чтобы вести вас…». «Лестница Иакова» Арнольда Шёнберга // Гнозис/Gnosis 12. М., 2006.
  • О теории интерпретации новой венской школы // Искусство ХХ века как искусство интерпретации. Нижний Новгород. 2007.
  • Моцарт и Шёнберг // Моцарт в России. Сб. ст. Нижний Новгород. 2006.
  • Первая камерная симфония А.Шенберга. К проблеме версий // Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова. М., 2009
Рецензии:
  • Путь музыканта (рецензия на книгу Г.Малер. Письма) // Музыкальная академия. 2007 . № 2.
  • Шёнберг о стиле и мысли (рецензия на книгу А.Шенберг. Стиль и мысль) // Музыкальная академия. 2008. № 1.
  • «Воццек» в Большом: post festum // Музыкальная академия, 2010. № 1.


Статьи в энциклопедиях:

  • Альбан Берг // Большая российская энциклопедия. Т.3. М., 2005.
Переводы:
  • Экхард Йон. Оркестры без дирижера. Московский Персимфанс (1922-1933) и его последователи // Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. Москва. 2002.