Основные сочинения
Книги:
Статьи:
Переводы:
Составление и редактирование:
Литература
- Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество (в соавторстве с О.Леонтьевой). – М., 1974;
- Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. – М., 1991;
- История отечественной музыки второй половины ХХ века (отв. редактор, автор Предисловия и очерка «Приметы новой эпохи, или Диалог с 60-ми годами). - СПб: Композитор, 2005;
- Скрябин и художественные искания ХХ века. – СПб, 2007;
- Контрасты жанра: очерки и исследования о Д.Шостаковиче. – Н.Новгород, 2013.
Статьи:
- Девятая симфония Шостаковича // Музыка и современность. Вып.5. – М., 1967;
- Полифония в крупных формах Хиндемита // Полифония. Сборник теоретических статей.- М., 1975;
- Отношения горизонтали и вертикали в фугах Шостаковича и Хиндемита // Полифония. Сборник теоретических статей.- М., 1975;
- Тайна великого искусства (о поздних камерно-вокальных циклах Д.Д.Шостаковича) // Музыка России. Вып.2. – М., 1978;
- О стиле П.Хиндемита // Пауль Хиндемит. Статьи и материалы.- М., 1979;
- Некоторые аспекты гармонии Хиндемита // Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть ХХ века. – М., 1983;
- Возрождение традиции (жанр concerto grosso в современной советской музыке) // Музыка России. Вып.6. – М., 1986;
- Советская музыка: диалог десятилетий // Советская музыка 70-80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. – М., 1986;
- От романтизма к символизму (некоторые тенденции русской музыкальной культуры начала ХХ века) // Проблемы музыкального романтизма. – Л., 1987;
- Символистский принцип актуальной бесконечности и его музыкальная интерпретация // Пространство и время в искусстве. – Л., 1988;
- Музыкальная проблематика в «Докторе Фаустусе» Томаса Манна // Современное западное искусство. ХХ век. – М., 1988;
- Д.Шостакович: тип творческой личности // Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда. – Новосибирск, 1988;
- О двух концепциях Gesamtkunstwerk в русской культуре начала ХХ века // Nasi razgledi (Словенский еженедельник). Любляна, 1988, 4 ноября;
- Neue sowjetische Musik unter dem Aspekt des «spaten Denkens» // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. – Laaber-Verlag, 1990; Zeit und Raum der spaten sowjetischen Musik // Musikavangarde im Osten Europas. – Heidelberg, 1992;
- Скрябин в ретроспективе отечественной музыки ХХ века // Ученые записки Государственного мемориального музея А.Н.Скрябина. – М., 1993;
- Кубофутуризм: музыкальные параллели // Russian Literature. – North-Holland, 1994; Das «spate Denken». Wegen der russischen Musik seit Sostakowic // Das Jahrhundert der Avantgarde in Mittel- und Osteuropa. Bonn, 1994;
- Время и пространство поздней советской музыки // Поиск смысла. Сборник материалов конференции «Русское искусство и мир». – Н.Новгород, 1994;
- Скрябин и новая русская живопись // Нижегородский скрябинский альманах. – Н.Новгород, 1995;
- Шостакович: поэтика иносказаний // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Т.I. – Н.Новгород, 1997;
- Скрябин и европейский музыкальный авангард // Ученые записки Государственного мемориального музея А.Н.Скрябина. – М., 1998;
- Космос Скрябина // Русская музыка и ХХ век. – М., 1997;
- А.Н.Скрябин // История русской музыки. Том 10 А. 1890-1917-е годы. М., 1997;
- Служение вневременным ценностям (о творчестве Сергея Беринского) // Музыкальная академия, 1999, № 3;
- Шостакович и Бахтин: еще раз о Диалоге // Своё и чужое в европейской культурной традиции. – Н.Новгород, 2000;
- Реалии постсоветской культуры (судьба и творчество Софии Губайдулиной) // Frauen in der Kultur. – Innsbruck, 2000;
- Хиндемит и советская музыка // Россия – Германия. – М., 2000;
- От «Ироний» к «Сарказмам» (метафизика смеха у позднего Скрябина и раннего Прокофьева // Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры. – Н.Новгород, 2001;
- Легенда о художнике, или Метаморфозы «скрябинского мифа» // Оркестр. Сборник статей и материалов в честь И.А.Барсовой. – Москва, 2002;
- Neobarock und Absurdes (Nocmals zur Oper „Die Nase“) // Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeinschaft an der Universitat Leipzig. Heft 8. Gudrun Schroder Verlag. Chemnitz, 2002;
- Skrjabin i novo rusko slikarstvo: od moderne k apstrakcionizmu // Vizualnost. Zagrebacki pojmovnik kulture 20. stoljeca. Urednici Aleksandar Flaker / Josip Uzarevic. - Zagreb, 2003;
- Рахманинов в зеркале отечественной музыкальной публицистики // Музыкальная академия. 2003. № 3;
- Артур Лурье и петербургский авангардный миф // Russian Literature LVI. Сборник к 75-летию А.Флакера. North-Holland, 2004. 0,75 п.л.;
- Артур Лурье и петербургский авангардный миф // Музика у просторi культури. Науковий вiсник Нацiональноi музичноi академii Украiни iменi П.I.Чайковського. Випуск 33. Киiв, 2004. 0,75 п.л.;
- Скрябин и скрябинисты: между Россией и Западом // Festschrift Detlef Gojowy zum 70.Geburtstag. Bonn, 2004. 0,7 п.л.
- В поисках нового синтеза, или Почему Дягилев не поставил «Прометея» // Музыкальная академия. 2005. № 4.
- Парадоксы охранительства в русском символизме // Концепты языка и культуры в творчестве Франца Кафки. Н.Новгород: Деком, 2005. 0,75 п.л.
- Парадоксы охранительства в русском символизме // Русская музыка. Рубежи истории. М., 2005. 0,75 п.л.
- Щедрый подарок (рецензия на книгу «Гия Канчели в диалогах») // Музыкальная академия. 2006. №1. 0,75 п.л.
- Sostakovic und Bachtin: einige Parallelen // Dmitri Schostakowitsch. Das Spatwerk und sein zeitgeschichtlicher Kontext. Dresden, 2006.
- Новое о Глинке // От Глинки до постмодерна. Нижний Новгород, 2006. 0,7 п.л.
- Шостакович и Прокофьев: эскиз к двойному портрету // Музыкальная академия. 2006. № 3.
- Свидетели века (Д.Шостакович – Д.Житомирский) // Музыкальная академия. 2007. № 1.
- «Слезы геральдической души» Д.Пригова – С.Беринского, или Музыкальные лики соц-арта // Музыкальная академия. 2007. № 2. 0,6 п.л.
- Музыкальные лики соц-арта («Слезы геральдической души» Д.Пригова – С.Беринского) // Искусство ХХ века как искусство интерпретации. Нижний Новгород, 2007.
- Моцарт и Сильвестров: мотив вестничества // Моцарт в России. Сборник статей. Нижний Новгород: Деком, 2007.
- Д.Д.Шостакович в исследованиях и воспоминаниях Д.В.Житомирского // Имена музыкальной эпохи. Н.Новгород, 2007. 0,8 п.л.
- О жанровых константах творчества Г.Канчели 1990-2000-х годов // Актуальные проблемы современного музыкознания: композиторское творчество, исполнительство, образование. Сборник статей. Редактор-составитель Е.Р.Скурко. Уфа: издательство «VIA-print», 2008. 0,3 п.л.
- К столетию баховского ренессанса в России // Традиции Баха в современной культуре: музыка, литература, живопись, кино. Н.Новгород, 2008. – 0,5 п.л.
- В поисках нового синтеза, или Почему Дягилев не поставил Прометея // А.Н.Скрябин в пространствах культуры ХХ века. М.: «Композитор», 2008. 0,75 п.л.
- К изучению композиторского наследия 1920-х годов: А.Н.Скрябин и АСМ // Наследие: Русская музыка – мировая культура. Выпуск I. Сост., ред. и коммент.: Е.С.Власовой, Е.Г.Сорокиной. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 0,6 п.л.
- Полифонические воспоминания: из переписки с В.П.Бобровским // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 0,75 п.л.
- Моцарт и Сильвестров: мотив вестничества // Моцарт в движении времени. М.: издательство «Композитор», 2009. 0,5 п.л.
- Контрапункт и поэтика абсурда в отечественном авангарде 1920-х годов // Композиторская техника как знак. Сборник статей к 90-летию Ю.Г.Кона. Петрозаводск, 2010. 0,6 п.л.
- Рахманинов и Прокофьев: непересекающиеся миры? // IV Рахманиновские чтения. Проблемы изучения творчества Рахманинова. I часть. Тамбов, 2010. 0,7 п.л.
- «В нем вечно билось творчество живое…». Памяти Б.И.Тищенко (совместно с Б.С.Гецелевым) // Консерватория. Газета Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. 2011. № 1. С. 7.
- Метафоры Тишины в творчестве Гии Канчели «постсимфонического» периода // Fioretti musicali: Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой / редкол. Г.И.Лыжов, Д.Р.Петров, С.И.Савенко. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. 0,5 п.л.
- Порядок и абсурд (по страницам музыкальной бюрократиады) // Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2011. 0,6 п.л.
- «Русские сезоны» в Париже: к столетию культурного альянса // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2011. №3 (19). С. 6-11. 0,5 п.л.
- Светомузыкальные опыты 1910-х годов как преддверие серийности // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. №2 (23). С. 1-55. 0,5 п.л.
- «Прометей», или рождение серийности из духа синестезии // Играем da capo al fine. 2012. № 6. 0,4 п.л.
- Пока не опустился железный занавес… Рецензия на книгу: Бобрик О. Венское издательство «Universal Editions» и музыканты из советской России // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 4. 0,3 п.л.
- Метафизика Игры в ранних операх Прокофьева // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. №3 (24). С. 34-37. 0,5 п.л.
- Возвращаясь к «Прометею»: светомузыкальные опыты 1910-х годов как преддверие серийности // Ученые записки мемориального музея А.Н.Скрябина. Выпуск 7. Книга 1. М., 2012. 0,5 п.л.
- Слово об Олеге Владимировиче // О.В.Соколову посвящается. Н.Новгород: изд. Нижегородской консерватории, 2013. – 256 с. С.154- 162.
- На рубеже столетий: о психодрамах В. И. Ребикова // Наследие: XVIII–XIX века: сборник статей, материалов и документов. Вып. II / сост. и ред. П. Е. Вайдман, Е. С. Власова. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. — 560 с. С.496-504.
- На перекрестке культур: к столетию «Синего всадника» // Мультикультурализм или интеркультурализм? Опыт Австрии, России, Европы. Нижний Новгород: изд-во «ДЕКОМ», 2013. – 256 с. С.136 – 139.
Переводы:
- Доротея Редепеннинг. «Нерушимое безмолвие нетревожимых воспоминаний» (заметки о произведениях Сергея Рахманинова периода эмиграции). Перевод с немецкого (совместно с Б.С.Гецелевым) // Поиск смысла. Сборник статей участников международной научной конференции «Русская культура и мир». Н.Новгород, 1994. 0,7 п.л.
Составление и редактирование:
- Нижегородский скрябинский альманах. Составитель. – Н.Новгород, 1995. 15, 81 п.л.;
- Галина Козлова: музыкальное приношение. Составление, редактирование и примечания (совместно с Б.С.Гецелевым). Н.Новгород, 2000. 22,1 п.л.;
- История отечественной музыки второй половины ХХ века - СПб: Композитор, 2005. 37 п.л.
Литература
- Левая Тамара Николаевна // Советские композиторы и музыковеды. Т.2. - М., 1981;
- Левая Тамара Николаевна // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып.1, 2. – Нижний Новгород,1998, 2000.