Структура

Наверх
Левая Тамара Николаевна
Ученая степень - доктор искусствоведения

Тамара Николаевна Левая родилась в г. Барабинске Новосибирской области. В 1963 году окончила историко-теоретический факультет, а в 1968 – аспирантуру Горьковской консерватории, где занималась у известного ученого Д.В.Житомирского. В 1976 году Т.Левая защитила кандидатскую диссертацию «Инструментальное творчество Пауля Хиндемита»; материалы диссертации, давшие основу целому ряду публикаций и фундаментальной, первой на русском языке монографии о Хиндемите (в соавторстве с О.Леонтьевой), создали автору имя в науке.

В последующие годы научные интересы Т.Левой были сосредоточены на русской музыкальной культуре ХХ столетия: в 1991 г. в центральном издательстве вышла ее книга «Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи», вскоре защищенная в качестве докторской диссертации. В соответствующем ключе автор рассматривает фигуру А.Скрябина, которому посвящен ряд статей, а также изданная в 2007 году монография («Скрябин и художественные искания ХХ века», исследование было поддержано грантом РГНФ). Большое внимание Т.Левая уделяет также отечественной музыке советского и постсоветского периодов, о чем свидетельствуют многие ее статьи и конференционные доклады. Сквозной темой стало для нее творчество Д.Шостаковича, что отразилось в авторском сборнике под названием «Контрасты жанра: очерки и исследования о Д.Шостаковиче» (2013).

Как крупный специалист по русской музыке ХХ века Т.Левая известна ныне не только в нашей стране, но и за рубежом. Она являлась участником международного семинара по русскому авангарду в Загребе (учрежден философским факультетом Института науки и литературы), выступала с циклами лекций в Folkwang Hochschule г.Эссена (Германия), ее работы публикуются на разных европейских языках. В настоящее время Т.Левая является участником международного издательского проекта «Deutsche-russische Musikbegegnungen 1917-1933", организованного Высшей школой музыки, театра и медиа в Ганновере.

Кроме собственно научной деятельности, Т.Левая работает как публицист и популяризатор музыкального наследия. Следует отметить, к примеру, ее участие в составлении «Оперного энциклопедического словаря» и словаря «Творческие портреты композиторов», а также нового словаря Grove – «The New Grove Dictionary of Music and Musicians». Т.Левая регулярно выступает на музыковедческих конференциях разного уровня, она является одним из организаторов и постоянных участников осуществляемого в Нижнем Новгороде международного мегапроекта, посвященного искусству ХХ века.

Важнейшей сферой деятельности Т.Левой является ее педагогическая работа. С 1963 года она трудится в Нижегородской (Горьковской) консерватории (в настоящее время профессор, доктор искусствоведения, заведующая кафедрой истории музыки), читает курсы истории отечественной музыки ХХ века, руководит подготовкой дипломных работ студентов-музыковедов, ведет занятия в аспирантуре. Несомненна ее роль в становлении целого поколения молодых ученых.


Левая Тамара Николаевна
Должность
Профессор, заведующая кафедрой истории музыки
Ученая степень
Доктор искусствоведения
Ученое звание
Профессор по кафедре истории музыки
Преподаваемые дисциплины
История русской музыки, Специальный класс: музыковедение

Основные сочинения

Книги:
  • Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество (в соавторстве с О.Леонтьевой). – М., 1974;
  • Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. – М., 1991;
  • История отечественной музыки второй половины ХХ века (отв. редактор, автор Предисловия и очерка «Приметы новой эпохи, или Диалог с 60-ми годами). - СПб: Композитор, 2005;
  • Скрябин и художественные искания ХХ века. – СПб, 2007;
  • Контрасты жанра: очерки и исследования о Д.Шостаковиче. – Н.Новгород, 2013.

Статьи:
  • Девятая симфония Шостаковича // Музыка и современность. Вып.5. – М., 1967;
  • Полифония в крупных формах Хиндемита // Полифония. Сборник теоретических статей.- М., 1975;
  • Отношения горизонтали и вертикали в фугах Шостаковича и Хиндемита // Полифония. Сборник теоретических статей.- М., 1975;
  • Тайна великого искусства (о поздних камерно-вокальных циклах Д.Д.Шостаковича) // Музыка России. Вып.2. – М., 1978;
  • О стиле П.Хиндемита // Пауль Хиндемит. Статьи и материалы.- М., 1979;
  • Некоторые аспекты гармонии Хиндемита // Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть ХХ века. – М., 1983;
  • Возрождение традиции (жанр concerto grosso в современной советской музыке) // Музыка России. Вып.6. – М., 1986;
  • Советская музыка: диалог десятилетий // Советская музыка 70-80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. – М., 1986;
  • От романтизма к символизму (некоторые тенденции русской музыкальной культуры начала ХХ века) // Проблемы музыкального романтизма. – Л., 1987;
  • Символистский принцип актуальной бесконечности и его музыкальная интерпретация // Пространство и время в искусстве. – Л., 1988;
  • Музыкальная проблематика в «Докторе Фаустусе» Томаса Манна // Современное западное искусство. ХХ век. – М., 1988;
  • Д.Шостакович: тип творческой личности // Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда. – Новосибирск, 1988;
  • О двух концепциях Gesamtkunstwerk в русской культуре начала ХХ века // Nasi razgledi (Словенский еженедельник). Любляна, 1988, 4 ноября;
  • Neue sowjetische Musik unter dem Aspekt des «spaten Denkens» // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. – Laaber-Verlag, 1990; Zeit und Raum der spaten sowjetischen Musik // Musikavangarde im Osten Europas. – Heidelberg, 1992;
  • Скрябин в ретроспективе отечественной музыки ХХ века // Ученые записки Государственного мемориального музея А.Н.Скрябина. – М., 1993;
  • Кубофутуризм: музыкальные параллели // Russian Literature. – North-Holland, 1994; Das «spate Denken». Wegen der russischen Musik seit Sostakowic // Das Jahrhundert der Avantgarde in Mittel- und Osteuropa. Bonn, 1994;
  • Время и пространство поздней советской музыки // Поиск смысла. Сборник материалов конференции «Русское искусство и мир». – Н.Новгород, 1994;
  • Скрябин и новая русская живопись // Нижегородский скрябинский альманах. – Н.Новгород, 1995;
  • Шостакович: поэтика иносказаний // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Т.I. – Н.Новгород, 1997;
  • Скрябин и европейский музыкальный авангард // Ученые записки Государственного мемориального музея А.Н.Скрябина. – М., 1998;
  • Космос Скрябина // Русская музыка и ХХ век. – М., 1997;
  • А.Н.Скрябин // История русской музыки. Том 10 А. 1890-1917-е годы. М., 1997;
  • Служение вневременным ценностям (о творчестве Сергея Беринского) // Музыкальная академия, 1999, № 3;
  • Шостакович и Бахтин: еще раз о Диалоге // Своё и чужое в европейской культурной традиции. – Н.Новгород, 2000;
  • Реалии постсоветской культуры (судьба и творчество Софии Губайдулиной) // Frauen in der Kultur. – Innsbruck, 2000;
  • Хиндемит и советская музыка // Россия – Германия. – М., 2000;
  • От «Ироний» к «Сарказмам» (метафизика смеха у позднего Скрябина и раннего Прокофьева // Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры. – Н.Новгород, 2001;
  • Легенда о художнике, или Метаморфозы «скрябинского мифа» // Оркестр. Сборник статей и материалов в честь И.А.Барсовой. – Москва, 2002;
  • Neobarock und Absurdes (Nocmals zur Oper „Die Nase“) // Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeinschaft an der Universitat Leipzig. Heft 8. Gudrun Schroder Verlag. Chemnitz, 2002;
  • Skrjabin i novo rusko slikarstvo: od moderne k apstrakcionizmu // Vizualnost. Zagrebacki pojmovnik kulture 20. stoljeca. Urednici Aleksandar Flaker / Josip Uzarevic. - Zagreb, 2003;
  • Рахманинов в зеркале отечественной музыкальной публицистики // Музыкальная академия. 2003. № 3;
  • Артур Лурье и петербургский авангардный миф // Russian Literature LVI. Сборник к 75-летию А.Флакера. North-Holland, 2004. 0,75 п.л.;
  • Артур Лурье и петербургский авангардный миф // Музика у просторi культури. Науковий вiсник Нацiональноi музичноi академii Украiни iменi П.I.Чайковського. Випуск 33. Киiв, 2004. 0,75 п.л.;
  • Скрябин и скрябинисты: между Россией и Западом // Festschrift Detlef Gojowy zum 70.Geburtstag. Bonn, 2004. 0,7 п.л.
  • В поисках нового синтеза, или Почему Дягилев не поставил «Прометея» // Музыкальная академия. 2005. № 4.
  • Парадоксы охранительства в русском символизме // Концепты языка и культуры в творчестве Франца Кафки. Н.Новгород: Деком, 2005. 0,75 п.л.
  • Парадоксы охранительства в русском символизме // Русская музыка. Рубежи истории. М., 2005. 0,75 п.л.
  • Щедрый подарок (рецензия на книгу «Гия Канчели в диалогах») // Музыкальная академия. 2006. №1. 0,75 п.л.
  • Sostakovic und Bachtin: einige Parallelen // Dmitri Schostakowitsch. Das Spatwerk und sein zeitgeschichtlicher Kontext. Dresden, 2006.
  • Новое о Глинке // От Глинки до постмодерна. Нижний Новгород, 2006. 0,7 п.л.
  • Шостакович и Прокофьев: эскиз к двойному портрету // Музыкальная академия. 2006. № 3.
  • Свидетели века (Д.Шостакович – Д.Житомирский) // Музыкальная академия. 2007. № 1.
  • «Слезы геральдической души» Д.Пригова – С.Беринского, или Музыкальные лики соц-арта // Музыкальная академия. 2007. № 2. 0,6 п.л.
  • Музыкальные лики соц-арта («Слезы геральдической души» Д.Пригова – С.Беринского) // Искусство ХХ века как искусство интерпретации. Нижний Новгород, 2007.
  • Моцарт и Сильвестров: мотив вестничества // Моцарт в России. Сборник статей. Нижний Новгород: Деком, 2007.
  • Д.Д.Шостакович в исследованиях и воспоминаниях Д.В.Житомирского // Имена музыкальной эпохи. Н.Новгород, 2007. 0,8 п.л.
  • О жанровых константах творчества Г.Канчели 1990-2000-х годов // Актуальные проблемы современного музыкознания: композиторское творчество, исполнительство, образование. Сборник статей. Редактор-составитель Е.Р.Скурко. Уфа: издательство «VIA-print», 2008. 0,3 п.л.
  • К столетию баховского ренессанса в России // Традиции Баха в современной культуре: музыка, литература, живопись, кино. Н.Новгород, 2008. – 0,5 п.л.
  • В поисках нового синтеза, или Почему Дягилев не поставил Прометея // А.Н.Скрябин в пространствах культуры ХХ века. М.: «Композитор», 2008. 0,75 п.л.
  • К изучению композиторского наследия 1920-х годов: А.Н.Скрябин и АСМ // Наследие: Русская музыка – мировая культура. Выпуск I. Сост., ред. и коммент.: Е.С.Власовой, Е.Г.Сорокиной. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 0,6 п.л.
  • Полифонические воспоминания: из переписки с В.П.Бобровским // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 0,75 п.л.
  • Моцарт и Сильвестров: мотив вестничества // Моцарт в движении времени. М.: издательство «Композитор», 2009. 0,5 п.л.
  • Контрапункт и поэтика абсурда в отечественном авангарде 1920-х годов // Композиторская техника как знак. Сборник статей к 90-летию Ю.Г.Кона. Петрозаводск, 2010. 0,6 п.л.
  • Рахманинов и Прокофьев: непересекающиеся миры? // IV Рахманиновские чтения. Проблемы изучения творчества Рахманинова. I часть. Тамбов, 2010. 0,7 п.л.
  • «В нем вечно билось творчество живое…». Памяти Б.И.Тищенко (совместно с Б.С.Гецелевым) // Консерватория. Газета Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. 2011. № 1. С. 7.
  • Метафоры Тишины в творчестве Гии Канчели «постсимфонического» периода // Fioretti musicali: Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой / редкол. Г.И.Лыжов, Д.Р.Петров, С.И.Савенко. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. 0,5 п.л.
  • Порядок и абсурд (по страницам музыкальной бюрократиады) // Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2011. 0,6 п.л.
  • «Русские сезоны» в Париже: к столетию культурного альянса // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2011. №3 (19). С. 6-11. 0,5 п.л.
  • Светомузыкальные опыты 1910-х годов как преддверие серийности // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. №2 (23). С. 1-55. 0,5 п.л.
  • «Прометей», или рождение серийности из духа синестезии // Играем da capo al fine. 2012. № 6. 0,4 п.л.
  • Пока не опустился железный занавес… Рецензия на книгу: Бобрик О. Венское издательство «Universal Editions» и музыканты из советской России // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 4. 0,3 п.л.
  • Метафизика Игры в ранних операх Прокофьева // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. №3 (24). С. 34-37. 0,5 п.л.
  • Возвращаясь к «Прометею»: светомузыкальные опыты 1910-х годов как преддверие серийности // Ученые записки мемориального музея А.Н.Скрябина. Выпуск 7. Книга 1. М., 2012. 0,5 п.л.
  • Слово об Олеге Владимировиче // О.В.Соколову посвящается. Н.Новгород: изд. Нижегородской консерватории, 2013. – 256 с. С.154- 162.
  • На рубеже столетий: о психодрамах В. И. Ребикова // Наследие: XVIII–XIX века: сборник статей, материалов и документов. Вып. II / сост. и ред. П. Е. Вайдман, Е. С. Власова. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. — 560 с. С.496-504.
  • На перекрестке культур: к столетию «Синего всадника» // Мультикультурализм или интеркультурализм? Опыт Австрии, России, Европы. Нижний Новгород: изд-во «ДЕКОМ», 2013. – 256 с. С.136 – 139.

Переводы:
  • Доротея Редепеннинг. «Нерушимое безмолвие нетревожимых воспоминаний» (заметки о произведениях Сергея Рахманинова периода эмиграции). Перевод с немецкого (совместно с Б.С.Гецелевым) // Поиск смысла. Сборник статей участников международной научной конференции «Русская культура и мир». Н.Новгород, 1994. 0,7 п.л.

Составление и редактирование:
  • Нижегородский скрябинский альманах. Составитель. – Н.Новгород, 1995. 15, 81 п.л.;
  • Галина Козлова: музыкальное приношение. Составление, редактирование и примечания (совместно с Б.С.Гецелевым). Н.Новгород, 2000. 22,1 п.л.;
  • История отечественной музыки второй половины ХХ века - СПб: Композитор, 2005. 37 п.л.

Литература
  • Левая Тамара Николаевна // Советские композиторы и музыковеды. Т.2. - М., 1981;
  • Левая Тамара Николаевна // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып.1, 2. – Нижний Новгород,1998, 2000.