Структура

Наверх
Попов Сергей Сергеевич
Электронная почта: s-s-popov87@mail.ru

С. Попов — композитор, музыковед, преподаватель и общественный деятель.

Родился в 1987 году в Иванове. В 2005 году окончил Ивановское музыкальное училище по специальности «Теория музыки» под руководством Заслуженного работника культуры РФ Натальи Шабатько (специальность, гармония, сольфеджио) и лауреата премии «Лучший преподаватель» Министерства культуры РФ Натальи Щербининой (композиция). В 2010 году окончил Нижегородскую государственную консерваторию (академию) им. М. И. Глинки (с отличием) и ее аспирантуру под руководством Заслуженного деятеля искусств РФ Бориса Семеновича Гецелева (композиция) и доктора искусствоведения Тамары Николаевны Левой (научная деятельность). Во время обучения получил дополнительную специальность «музыкальный критик-журналист СМИ, редактор музыкальных программ радио».

Музыка С. Попова звучит в различных городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Киров, Ярославль, Владимир, Иваново и др.) и за рубежом. Некоторые сочинения исполняются на Государственных экзаменах студентов-исполнителей, входят в учебную программу исполнителей. Периодически выбираются в качестве обязательных сочинений на конкурсах (из последнего: Каприччио для мультиперкуссии — II тур VII Всероссийского открытого конкурса музыкантов-исполнителей на медных духовых и ударных инструментах имени А. А. Нестерова, 2023).

С. Попов специализируется на акустической музыке. Он тяготеет к лаконичности высказывания, необычности инструментария и работы с ним, раскрытию выразительных и технических возможностей инструментов и голосов. Часто в его музыке именно тембр, прием игры или, например, штрих наделяются тематическим значением, во многом определяют характер звучания и являются важными средствами выразительности. С. Попов уделяет большое внимание нотации, ее грамотности и недвусмысленности, а также стремится к балансу между вселенной звука и его письменной реализацией.

Область научных и учебно-методических интересов — инструментоведение, академическая музыка второй половины XX и XXI веков и ее нотация, полифония. Среди крупных работ — диссертация «Баян в творчестве Сергея Беринского» (2015), учебник «Инструментоведение» (2022 - ), мультимедийное пособие «Инструментоведение» (2022 - ), рабочая тетрадь «Инструментоведение» (2023 - ). Готовится учебник «Полифония».

С. Попов преподавал во всех звеньях музыкального образования (школа, ссуз, вуз, ассистентура-стажировка), при этом на протяжении 10 лет — в Нижегородском хоровом колледже им. Л. К. Сивухина. Студенты С. Попова неоднократно становились лауреатами конкурсов по композиции, полифонии, гармонии и чтению партитур.

С. Попов неоднократно проводил творческие встречи, мастер-классы и лекции в различных музыкальных вузах и ссузах страны. Среди них — Московская консерватория им. П. И. Чайковского, Музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова, Самарский институт культуры, Саратовская консерватория им. Л. В. Собинова, Военный институт (военных дирижеров), а также музыкальные колледжи (училища) Владимира, Иванова, Кирова, Ярославля и др.

С. Попов регулярно приглашается в качестве члена жюри различных конкурсов. Среди них — Всероссийская олимпиада учащихся музыкальных училищ по предмету «теория и история музыки» (ННГК, с 2011 года), Всероссийский конкурс по чтению партитур (МГК, 2022), Второй Всероссийский конкурс инструментовок (МГК, 2023), I Открытый Всероссийский конкурс исследовательских работ по музыкознанию (СГК, 2022) и I Открытая Всероссийская музыкально-теоретическая олимпиада (СГК, 2021) Школы-студии современного искусства, Конкурс творчества им. Б. А. Мокроусова (ДМШ № 11 Нижнего Новгорода, 2022, 2023), Республиканский конкурс-фестиваль «Дзiу́на птушка» (Беларусь, 2022) и мн. др.

В 2011 году С. Попов придумал и организовал Всероссийский фестиваль молодой музыки «Экспозиция XXI». Фестиваль проводился в 2011 - 2017 годах в Нижегородской консерватории и был единственным в Нижнем Новгороде крупным молодежным событием, посвященным современной академической музыке. В 2014 году С. Попов организовал проект «Музыка плюс», в рамках которого состоялся первый в истории Нижегородской консерватории концерт мультимедийной музыки. В 2018 году совместно с дирижером Иваном Педраса Гомесом организовал проект «Колумбофония», который объединил молодых российских и колумбийских композиторов (проект был продублирован в Колумбии).

Попов Сергей Сергеевич
Должность
Доцент кафедры композиции и инструментовки
Ученая степень
Кандидат искусствоведения
Лауреатство
Лауреат международных и всероссийских композиторских конкурсов, двукратный лауреат стипендий им. академика Г. А. Разуваева, победитель Конкурса на лучшую статью журнала «Оркестр» за 2007‒2008 годы, обладатель Почётной грамоты Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области
Преподаваемые дисциплины
Инструментоведение, полифония, сочинение, чтение партитур, инструментовка, современная музыка

Основные сочинения

Музыкальные композиции
  • «Памяти Свиридова» для малой и альтовой домр (2009).
  • «Соранг» для виолончели и струнного оркестра (2018).
  • Каприччио для мультиперкуссии (2019).
  • «Машинки» для ксилофона и фортепиано (2019).
  • «Перезвон» для вибрафона (2019).
  • «Воспоминание о ярмарке» для малой домры, балалайки примы и фортепиано (2021).
  • «Белые багатели» для фортепиано (2022)
  • «Пять осенних камчатских песен» для смешанного хора и камерного оркестра (2023)
  • «Саундтрек без фильма» для английского рожка струнного квинтета (2023)
  • «Русское presto» для балалайки примы и фортепиано (2023)
Книги
Попов, С. С. Инструментоведение: учебник / С. С. Попов. — 7-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2024. — 448 с

Рабочие тетради
Попов, С. С. Инструментоведение. Рабочая тетрадь / С. С. Попов. — М.: Издательство КОМПОЗИТОР, 2023. — 80 с.

Диссертации
Попов, С. С. Баян в творчестве Сергея Беринского: дисс. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Попов Сергей Сергеевич. — Нижний Новгород. 2015. — 166 с.

Мультимедийные пособия
Попов, С. С. Мультимедийное пособие «Инструментоведение», 2022.

Статьи
  • Попов, С. С. Восток в творчестве Сергея Беринского / С. С. Попов // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2014. — № 1 (31). — С. 24‒27.
  • Попов, С. С. Некоторые особенности трактовки баяна в сольных сочинениях Сергея Беринского / С. С. Попов // Музыка и время. — № 12. — 2014. — С. 53‒59.
  • Попов, С. С. И небо скрылось: о Третьей симфонии Сергея Беринского / С. С. Попов // Музыковедение. — № 1. — 2015. — С. 3‒12.
  • Попов, С. С. Особенности трактовки баяна в ансамблевых сочинениях Сергея Беринского / С. С. Попов // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2010. — № 3 (15). — С. 26‒31.
  • Попов, С. С. Симфония № 3 Сергея Беринского: система и вдохновение / С. С. Попов // XVII Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. 23‒26 октября 2012 г. / Отв. за вып. И. А. Зверева. — Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2012. — С. 124‒127.
  • Попов, С. С. Роль и трактовка баяна в составе оркестра в сочинениях С. Беринского / С. С. Попов // Наука и современность — 2015: сборник материалов XXXVIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. — С. 37‒41.
  • Попов, С. С. Навстречу детству // Музыкальное обозрение. — 2012. — № 1.
  • Методические ремарки к курсу Чтения партитур (духовые и ударные инструменты) // Социальные и гуманитарные науки: образование и общества. Материалы научной конференции. — Нижний Новгород: УРАО. Июнь, 2011.
  • Конкурс им. Нестерова: четыре года спустя // Оркестр. — 2007. — № 4 (9), декабрь.